Как сообщил в четверг британский премьер Гордон Браун, основные страны мира близки к договоренности о введении общемирового налога на банки. О соглашении может быть объявлено уже на предстоящем июньском саммите «большой двадцатки» в Канаде. Правда, выработка деталей, например уточнений, как налог будет работать, займет более длительный срок. Тем не менее
По оценке Организации экономического сотрудничества и развития, суммарная стоимость спасения банков в ходе кризиса составила около 11 трлн. долларов. Среди лидеров развитых стран формируется единое мнение, что в будущем не налогоплательщики, а сами банки должны раскошеливаться на подобные траты, если в них возникнет необходимость. Такой подход был в целом поддержан на недавнем Всемирном экономическом форуме в Давосе, а руководство МВФ назвало его практичным.
Сам британский премьер ранее предлагал ввести для банков так называемый «налог Тобина». Он распространяется на операции с иностранными валютами, ограничивая трансграничные валютные спекуляции и делая их большую часть невыгодными. Однако эта идея была отвергнута Вашингтоном. Президент США Барак Обама со своей стороны объявил о намерении взимать налог в 0,15% с части активов крупнейших банков. Великобритания в свою очередь обложила банковские бонусы 50-процентным налогом, и это позволило пополнить казну на несколько миллиардов фунтов стерлингов. Швеция создала фонд, финансируемый банками, для спасения переживающих кризис финансовых институтов.
По мнению ведущего эксперта Центра развития Дмитрия Мирошниченко, предложение о введении общемирового налога вполне своевременно, однако в России при его взимании возникнет своя специфика. «Дело в том, что у нас крупнейшие банки государственные, — пояснил «НИ» эксперт. — Конечно, крупные частные банки тоже подвержены риску, и их падение в принципе может представлять угрозу для системы. Однако надо понимать, что у нас иная структура экономики».
Евгения ЗУБЧЕНКО