Банк «Ренессанс Кредит» создавался, чтобы выдавать розничные кредиты. Но заемщики у банка, выдававшего одни из самых дорогих экспресс-кредитов — эффективная ставка могла превышать 90%, — подобрались не самые дисциплинированные: доля просроченных кредитов в общем объеме кредитов гражданам у банка больше 35%. Теперь «Ренессанс Кредит» решил поискать счастья в низкодоходных секторах финансового рынка, которыми раньше брезговал: он займется денежными переводами и обменом валюты.
Плод агрессии
В кризис рынок экспресс-кредитования быстро схлопнулся и банк перестал увеличивать кредитный портфель. А неплатежи заемщиков продолжали расти на фоне сокращения кредитного портфеля, вот доля просрочки и увеличилась с 15% в начале 2009 г. до 36,5% по его итогам.
Несмотря на это, «Ренессанс Кредит» продолжал весь кризис убеждать инвесторов и прочих интересующихся в том, что он может поправить свои дела за счет выдачи более доходных и более коротких кредитов. В ежеквартальных отчетах, выпущенных в 2008 и 2009 годах, банк обещал сосредоточиться на «жестком рационировании капитала путем перераспределения выдаваемых кредитов в сторону более доходных продуктов с более короткими сроками». Кризис закончился, по крайней мере первая его фаза, и банк сдался, в отчете за IV квартал 2009 года написав, что теперь его интересуют дополнительные доходы от комиссионных операций, а именно денежных переводов и обмена валюты.
Стать обменником
Сейчас «Ренессанс Кредит» валюту не меняет, что в кризис представляется серьезным упущением: эти операции могли бы помочь банку «поддержать штаны» — именно в кризисные периоды граждане активно меняют рубли на доллары и евро, и этот не стал исключением. Но лучше поздно, чем никогда: банк собирается открыть пункты обмена валюты во всех отделениях в марте 2010 года. Также готовится к запуску пилотный проект денежных переводов Прямая речь «Мы не идем по пути универсальных банков, предоставляющих весь спектр возможных услуг» Председатель правления КБ «Ренессанс Капитал» Алексей Левченко о стратегии банка «Ренессанс Кредит»:
В прошлом году мы приняли стратегию, которая направлена на универсализацию нашего банка. Однако мы не идем по пути универсальных банков, предоставляющих весь спектр возможных услуг. К основному направлению нашей деятельности — потребительскому кредитованию — добавилось еще одно — вклады физических лиц. При этом мы остаемся в розничном сегменте — работаем с физическими лицами. Комиссионные продукты стали одним из дополнительных направлений нашего бизнеса. В кризисный период востребованность комиссионных продуктов для банков достаточно серьезно возросла. Это связано с тем, что такие продукты не несут в себе рисков и в тоже время приносят стабильный доход. Нам, прежде всего, интересны те продукты, которые востребованы клиентами и одновременно прибыльны. Мы уже работаем с негосударственными пенсионными фондами, предлагаем страховые продукты. В ближайшее время стартует пилотный проект по переводам денежных средств по системе MIGOM, а также появятся валютообменные операции. Кроме этого, мы рассматриваем возможность развития других видов комиссионных продуктов.
Развивая конверсионный бизнес, главное — не переборщить и остаться универсальным банком, а то можно попасть под горячую руку ЦБ, планирующему развернуть борьбу с заведениями, живущими лишь обмен валют. «Ренессанс Кредит» не собирается становится обменником в чистом виде, речь идет о диверсификации доходов: доля комиссионных от новых услуг, по плану, составит в его доходах 2% к концу 2010 года.
Надоело рисковать
Намерение получать больше доходов за счет комиссионных присуще не только «Ренессанс Кредиту». Руководитель службы рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Ирина Велиева говорит Прямая речь «Кризис поставил под сомнение жизнеспособность модели опоры на розничное кредитование в торговых точках» Руководитель службы рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Ирина Велиева о переориентации банков на комиссионный бизнес:
Внимание к комиссионным доходам характерно для всего банковского сектора. Кредитовать, условно говоря, некого: за очень хороших заемщиков идет сильная борьба. Кредитные операции сейчас не особо актуальны, поэтому всех интересует сегмент комиссионных. «Ренессанс Кредит» традиционно работал в сегменте розничного потребительского кредитования, традиционно сопряженном с высокими рисками. Он очень быстро свернулся с началом кризиса, сейчас кредитовать в торговых точках — очень рискованно, и это не всем интересно. Тем более что у «Ренессанс Кредита» большая накопленная просроченная задолженность, которая является плодом докризисной экспансии.
Идея не в том, что рынок валютообменных операций или перевода денежных средств большой, хотя он очень большой и очень привлекательный, а в том, что эти доходы более стабильны и сопряжены с меньшим уровнем риска. Когда банк осуществляет денежный перевод, он принимает на себя гораздо меньший риск, чем когда он выдает кредит. Кроме того, не требуется фондирование, только затраты на поддержание инфраструктуры. Переориентация банков на комиссионные доходы — это ответ на кризис. Сейчас очень многие банки ставят именно на комиссионные доходы, а если говорить о западных банках, то можно заметить, что основной доход им приносят именно комиссии, на процентах они зарабатывают не очень много.
Кризис поставил под сомнение жизнеспособность модели опоры на розничное кредитование в торговых точках без адекватного фондирования. «Ренессанс Кредит» был одним из главных игроков на этом рынке, его модель была похожа на модель «Русского стандарта». «Русский стандарт» привлекал фондирование на Западе и выдавал потребительские кредиты; как только с фондированием возникли проблемы, он сделал акцент на депозитах физических лиц. И они до сих пор активны в привлечении депозитов. Я слышала, что они собираются диверсифицировать бизнес, с точки зрения активов. Home Credit & Finance Bank еще до кризиса начал частично переориентироваться на ипотеку, он тоже быстро спохватился и начал привлекать вклады физических лиц.
Вообще, тенденция переориентации на комиссионные доходы характерна не только для розничных банков, но и для тех, кто занимался корпоративным кредитованием. Наши клиенты, которым мы присваиваем рейтинги, в стратегиях говорят о повышении доли работы с ценными бумагами и переориентации на комиссионные доходы. Это два главных тезиса — что абсолютное большинство банков-клиентов агентства пишут в своих стратегиях о переориентации на работу с ценными бумагами и комиссионные доходы.
Комиссионные доходы — отличная возможность диверсифицировать доходы практически без риска: чтобы менять валюту, например, не нужны ни фондирование, ни рейтинг, ни международные инвесторы. И не надо думать, что делать с долгом, срок выплат по которому для «Ренессанс-Кредита» наступает в первой половине 2010 года. «Способность банка генерировать денежные средства в течение этого периода зависит от успеха инициатив по фондированию, а также от управления качеством активов», — пишет агентство Fitch, указывая, что у него нет уверенности в том, что банк сможет рефинансировать долг.
Если жить за счет обмена валюты, перевода денежных средств и комиссий от продажи страховок и услуг негосударственных пенсионных фондов, дополнительное кредитование временно не понадобится. Тем более, что только рынок обмена валюты — $6—10 млрд в месяц, он может приносить неплохой доход. Генеральный директор «Национального рейтингового агентства» Виктор Четвериков замечает, что половину дохода западным банкам приносят различные комиссии.
Елена ТОФАНЮК