На прошлой неделе монетарные власти дали понять, что для них кризис закончился. Центральные банки США и Китая начали плавно ужесточать денежную политику.
Долгожданный доклад о том, как монетарные власти США будут сворачивать антикризисную программу, вышел на прошлой неделе. ФРС предложила несколько мер, которые позволят уменьшить огромную денежную массу, накопившуюся в финансовой системе страны.
Напомним, что с начала кризиса ФРС США решала обратную задачу. Резкое сжатие ликвидности парализовало межбанковский рынок и свело к минимуму кредитование. Спасать положение пришлось массовой денежной помощью рынку стоимостью более $1 трлн. После того как признаки улучшения в экономике зафиксировали все ответственные лица страны, у монетарных властей появилась не менее сложная задача. Сейчас необходимо вернуть деньги в бюджет.
Первым шагом в этом направлении стало ужесточение условий кредитования для банков, но не за счет изменения процентной ставки. Как и ожидалось ранее, она еще продолжительное время останется на рекордно низком уровне — 0—0,25%. Вместо повышения ставки глава ФРС Бен Бернанке увеличит выплаты по банковским резервам, находящимся на балансах ФРС. Сейчас выплаты по резервам начисляются исходя из 0,25% годовых. Если этот порог будет увеличен, банкам станет просто невыгодно кредитовать финансовые институты под меньший процент. Таким образом, эта мера позволит оказать давление на ставки краткосрочных заимствований. Кроме этого ФРС повысит процентную ставку по срочным кредитам для банков. Сейчас она равна 0,5% годовых.
По мнению монетарных властей, эти решения не вызовут роста ставок розничного кредитования. Вместе с тем это первые признаки того, что ФРС возвращается к традиционной кредитной политике.
Еще один способ истощить излишнюю ликвидность — операции обратного репо. Согласно этому методу, ФРС будет предлагать банкам ценные бумаги из своего портфеля с обязательством их выкупа в будущем. «Сделки обратного репо и программа по депозитам позволят казначейству довольно быстро выкачать из банковской системы миллиарды долларов»,— говорится в докладе Бернанке.
Доклад о новой стратегии ФРС появился почти одновременно с речью министра финансов Тимоти Гайтнера, которая была воспринята инвесторами как прозрачный намек на то, что ужесточение правил неизбежно. В своем выступлении Гайтнер пытался склонить конгресс на сторону президента Обамы, предложившего недавно взыскать с банков потраченные на них государством $700 млрд.
Напомним, что дорогостоящая программа TARP была запущена во время кризиса бывшим главой министерства Генри Полсоном для экстренного кредитования банков и вызвала негодование как законодателей, так и рядовых граждан. Нынешний глава минфина США собирается вернуть эти деньги, обложив крупные банки дополнительным налогом. «Если конгресс одобрит закон, рядовым американцам не придется ни цента платить за TARP»,— еще раз напомнил Гайтнер. Закон может быть принят уже в июне текущего года, что, вполне вероятно, совпадет со стартом более жесткой политики ФРС в отношении ключевой процентной ставки.
Слаженная работа двух ведомств не пришлась по вкусу инвесторам и оборвала наблюдавшуюся несколько дней тенденцию роста американских индексов. После выхода новостей в среду индекс Dow Jones IA опустился на 1% уже в течение первых минут торгов.
Однако поводы для роста рынка нашлись, как это не первый раз случается в последнее время, в Китае. По данным Национального бюро статистики КНР, индекс потребительских цен, отражающий уровень инфляции, в январе вырос меньше, чем того ожидали инвесторы. Эти данные вселили оптимизм в участников рынка, так как замедление инфляции остудит желание денежных властей и дальше ужесточать монетарную политику. Одновременно ЦБ Китая опубликовал данные по объемам кредитования в январе. Китайские банки предоставили в январе кредиты на 1,39 трлн юаней ($203,5 млрд), что в три раза выше декабрьского уровня. Вместе с тем это всего на 224 млрд юаней ($32,8 млрд) меньше, чем объем кредитов, выданных в январе прошлого года, когда в Китае наблюдался активный экономический рост. Таким образом, данные ЦБ Китая предоставляют массу удобных вариантов для трактовки. С одной стороны, монетарные власти Китая не спешат закрывать доступ к дешевым деньгам, а следовательно, к заработкам на росте фондовых рынков. С другой — ограничение, пусть и легкое, все же присутствует. А значит, можно считать, что «пузыри» на фондовом и сырьевом рынках под контролем.
Эти новости позволили фондовым индексам немного укрепиться после масштабных потерь неделей ранее. За неделю торгов европейский индекс DJ Euro Stoxx 50 вырос на 2,6%, индекс Dow Jones IA — на 0,26%. Лишь российские индексы не смогли компенсировать потери. За неделю с 3 по 10 февраля индекс РТС снизился на 8%, до 1387 пунктов, индекс ММВБ — на 7%, до 1327 пунктов.
Ольга КОЧЕВА