Говоря об инфляционных рисках, которые могут ожидать Россию в 2010 году, необходимо рассматривать несколько сценариев.
Базовый сценарий предполагает отсутствие второй волны кризиса и серьезных колебаний на мировых товарных рынках. Если цена на нефть останется в интервале между $60 и $80 за баррель, то инфляция окажется ниже прошлогодней — на уровне 7—8%. Данный сценарий опирается на существующий план бюджетных расходов. Несмотря на большой дефицит бюджета, с моей точки зрения, рост внутренних цен последствия будет ограничен по двум причинам:
а) Доходы бюджета, скорее всего, будут выше запланированных, поскольку при его формировании предполагалась, что среднегодовая цена за баррель нефти составит $58. Алексей Кудрин в начале февраля уже изменил прогноз до $65/баррель, и дальнейшая коррекция в сторону увеличения более чем вероятна.
б) Скорее всего, реальные бюджетные расходы в итоге окажутся ниже номинальных — как это было в 2009 году. Бюджет сформирован с некоторым запасом, что также дает повод для оптимизма. Кроме того, надо учитывать, что бюджет в значительной степени будет профинансирован за счет заимствований, которые не несут серьезной инфляционной опасности.
Именно этот базовый сценарий, на мой взгляд, наиболее вероятен, и, повторюсь, в случае его реализации инфляционные риски весьма незначительны.
Тем не менее, безусловно, возможны и другие варианты развития событий. Пресловутая «вторая волна кризиса» может привести к снижению ресурсных цен до уровней значительно ниже запланированных, а значит, бюджетные планы окажутся под угрозой срыва. Этот сценарий в общем-то вероятен, и он представляет определенную опасность, особенно для реального сектора экономики.
В плане инфляционных рисков сценарий не столь однозначен и даже противоречив: с одной стороны, — да, он предполагает большие объемы денежной эмиссии, а с другой стороны, увеличивается риск повышения оттока капитала из страны и дефляции на сырьевых рынках. То есть, иначе говоря, инфляционные факторы окажутся разнонаправленными, и компенсируют друг друга. Вполне вероятно достижение хрупкого баланса.
Таким образом, наибольший риск в текущих условиях представляет все-таки не «вторая волна», а масштабная девальвация. Возникает вопрос: возможно ли серьезное ослабление рубля в сегодняшних условиях?
На мой взгляд, это маловероятно. Ситуация сильно отличается от того, что мы наблюдали осенью 2008 года, и первая волна «горячих» денег уже улеглась.
Инфляции также гипотетически может угрожать раздувание бюджетных расходов, но я ожидаю, что правительство этого не допустит и будет придерживаться осторожной бюджетной политики.