Смена руководства в Совете по развитию финансового рынка, действующем при президенте, может иметь далеко идущие последствия для регулирования финансового сектора. О Совете было мало что известно. Он сформирован в октябре 2008 г., накануне прихода финансового кризиса в Россию. Его первым руководителем был назначен первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов. Хотя официально цель нового совещательного органа состояла в «совершенствовании государственной политики в области развития финансового рынка», де-факто предполагалось, что он займется координацией усилий по реализации правительственной «Концепции создания международного финансового центра в РФ». Совет пришел на смену Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России, действовавшей с 1997 г., став ее наследником: обеспечение его деятельности взяли на себя ФСФР и экспертное управление администрации президента РФ.
Оригинальная идея Совета оказалась похороненной: Совет не обладал никакими серьезными полномочиями и не претендовал на антикризисный менеджмент. А собирался и вовсе раз в год. С начала его работы о деятельности Совета ничего не было известно. Более того, состав Совета вызывал недоумение наблюдателей. Его сформировали из высокопоставленных чиновников, вплоть до министра внутренних дел и главы Высшего арбитражного суда, однако ни один из представителей финансового сектора, ради которого орган задумывался, в Совет не вошел.
Спустя полтора года в Совете произошли обновления. В январе 2010 г. президент Дмитрий Медведев назначил вместо Игоря Шувалова министра финансов Алексея Кудрина. Как водится в традиции министерства финансов, о связанных с этим событиях публике не было сказано ни слова. Финансовое сообщество так и оставалось бы в неведении, если бы его мимоходом не просветил новый заместитель министра — Алексей Саватюгин. На заседании Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности после жарких дебатов между банкирами о возможности создания мегарегулятора на базе Банка России Алексей Саватюгин рассказал, что интегрированный финансовый надзор предполагается наладить через Совет по развитию финансового рынка. На взгляд замминистра, мегарегулятор не может быть введен, поскольку совершенно не очевидно, что его потенциальные выгоды перевешивают «политические и транзакционные издержки» создания общего органа регулирования. Кроме того, на сегодня отсутствуют доказательства, что интегрированное регулирование более эффективно в ходе кризиса, нежели специализированное регулирование. Как в США, где мегарегулятор не создан, так и Великобританию, где он действует одним из первых, кризис разразился одинакового масштаба. О его работоспособности можно будет судить лет эдак через тридцать, когда накопится достаточно международных фактов и сведений. В целом, по оценке Саватюгина, эффективность финансового регулирования зависит не от организационной модели, а от компетентности и адекватности (!) его руководства.
Хотя денежные власти не готовы официально провозгласить введение модели интегрированного надзора за финансовым сектором, де-факто Совет берет на себя роль прототипа мегарегулятора. Его главой стал министр финансов, что откровенно противоречит принципу независимости интегрированного надзора. Тем не менее, первый шаг в направлении координации финансового регулирования сделан. Совет должен будет собираться ежеквартально, а с участием Президента РФ, по всей видимости, раз в полгода. Перед Советом поставлено несколько текущих задач. Во-первых, реализация и адаптация решений Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board). Во-вторых, работа над финансовым законодательством. В-третьих, повышение устойчивости отечественного финансового сектора и разработка единого плана действий по его развитию на 2010 год и среднесрочную перспективу.
Для выполнения задач при Совете создано две межведомственные рабочие группы, где будут коваться проекты решений. Первая группа займется разработкой и гармонизацией финансового законодательства. Вторая — мониторингом текущей конъюнктуры на финансовых рынках, а также отслеживанием ситуации в системообразующих финансовых институтах. Иными словами, Правительство готово оперативно вмешиваться на финансовых рынках, если на них возникает хаос. Если это правда, то Совету необходимо принять Меморандум по вопросам финансовой стабильности, определяющий принципы взаимодействия, задачи каждой стороны по обеспечению стабильности, процедуры взаимодействия и координации, политику минимизации отрицательных последствий возможных кризисов. Совет должен разработать перспективный план антикризисных мер с учетом различных сценариев, доступный для общественного обсуждения. В нем следует оговорить сроки, ответственность и последовательность мер в случае неблагоприятного развития событий. В противном случае анализировать работу черного ящика под названием «Совет по развитию финансового рынка» будет довольно сложно.
Самое главное, о чем не поведали СМИ, — формирование механизма обратной связи с рынком. Никогда еще в новейшей истории при министерстве финансов не действовал консультативный орган, состоящий из участников рынка. Теперь при ведомстве предполагается создать общественный совет, куда будут приглашены представители финансового сообщества. О значимости экспертной группы говорит тот факт, что после завершения заседания Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности началась активная борьба за его состав.
Насколько эффективен будет обновленный Совет по развитию финансового рынка, судить еще преждевременно. Ясно только, что к нему смещается центр власти в финансовом секторе. Кроме того, Совет даст возможность в гибкой форме осуществить интеграцию финансового регулирования.
Сергей МОИСЕЕВ