Число граждан Швейцарии, считающих, что банковская тайна не может быть раскрыта ни при каких обстоятельствах, сократилось с начала года почти на 10%. Об этом сообщила швейцарская газета Le Matin Dimanche по результатам проведенного опроса читателей.
За сохранение банковской тайны по-прежнему выступает большинство щвейцарцев, однако среди рядовых граждан, убежденных в том, что банковская тайна является их «национальной ценностью», становится меньше. Как сообщило агентство AFP со ссылкой на опрос Le Matin Dimanche, 62% респондентов выступили категорически против перемен, связанных с упрощением доступа к информации о клиентах банков. Еще меньшее число опрошенных считают, что банковскую тайну нельзя раскрывать в целях налогового контроля. В конце прошлого года, по результатам опроса, проведенного Цюрихским университетом, 71,8% (четверо из пяти швейцарцев) респондентов назвали тайну банковских вкладов одной из фундаментальных ценностей страны. Как сообщило в декабре 2009 года швейцарское издание NashaGazeta.ch., уже тогда психологи университета выявили тенденцию к сокращению числа защитников банковской тайны в Швейцарии.
Тайна вклада
Банковская тайна — особый институт гражданского права, защищающий коммерческую тайну банков, их клиентов и личную тайну вкладчиков. Соблюдение банковской тайны означает неразглашение иформации о состоянии счетов клиентов и производимых банками операций. Сведения, составляющие банковскую тайну могут быть предоставлены только клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом каждой конкретной страны. Швейцарская банковская тайна гарантирует конфиденциальность сведений о вкладах в швейцарских банках уже более 300 лет. Женевские банкиры были придворными банкирами французских королей, и первые письменные сведения о банковской тайне датируются 1713 годом. В конце XX — начале XXI века Евросоюз не раз требовал от Швейцарии подписать соглашение об обмене данными, однако в вопросе банковской тайны Швейцария всегда предпочитала руководствоваться внутренним законодательством.
Есть прецедент
К изменению отношения к банковской тайне со стороны рядовых граждан Швейцарии, видимо, привели случаи прошлого года, когда банкиры были вынуждены пойти на некоторые уступки в отношении раскрытия конфиденциальной информации. После того как организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2009 году поместила Швейцарию в серый список стран — «налоговых убежищ», а налоговая служба США наложила на банк UBS штраф, правительство Швейцарии было вынуждено согласиться на компромисс и подписать соглашение в США об обмене налоговой информацией. В этом году, по сообщениям СМИ, в Швейцарии произошла очередная утечка банковской информации. У банка Zuercher Kantonalbank (ZKB) были выкрадены данные, включая имена владельцев счетов — граждан Германии, прячущих свои деньги в Швейцарии.
Банкиры говорят, что хранят
Впрочем, банкиры продолжают настаивать на том, что соблюдают банковскую тайну. Так, в конце января прошлого года директор по развитию бизнеса в России швейцарского банка Julius Bar Штефан Хубер сообщил корреспонденту GZT.RU, что банковская тайна «незыблема, охраняется законом и ее раскрытие грозит любому банкиру тюрьмой». Согласие с этим выразили все принимавшие участие на прошедшей в конце прошлого года пресс-конференции «Российские деньги в Европе. Топ 2010/Private Banking Европы» немецкие и швейцарские банкиры. На вопрос корреспондента GZT.RU о том, может ли на международном уровне в рамках реформы финансового сектора быть принята какая-то дополнительная программа, которая обяжет банки раскрывать больше информации о вкладчиках, они ответили, что и сейчас раскрывают все, что нужно для борьбы с уходом от налогов.
Тайны могут перекочевать в развивающиеся страны
«Тем не менее банковских тайн и в Швейцарии, и в других европейских странах уже стало меньше», — говорит управляющий директора фонда MidCap Sickle and Hammer Владимир Рожанковский. — Возник прецедент, по которому внутренние правила работы швейцарских банков вошли в конфликт с законодательными актами другого государства». По мнению эксперта, в результате стала очевидна непроработанность на законодательном уровне ряда вопросов, связанных с банковской тайной. «Слабостью европейских банков, и прежде всего швейцарских, могут воспользоваться банки «третьих стран», которые сейчас просто считают менее надежными, чем европейские банки»,. По словам эксперта, если их государства предоставят необходимые гарантии по вкладам, то в развивающиеся страны вполне может начать перетекать капитал, происхождение которого «его владельцы не захотят раскрыть никогда. Все это, по мнению эксперта, грозит перераспределением сфер влияния банков, поскольку сделать прозрачными вклады и операции всех банков в мире невозможно.
Елена МЕЛЬНИКОВА