Квота голосов во Всемирном банке не сократится при пересмотре долей в пользу развивающихся стран. Об этом во вторник заявил помощник президента Аркадий Дворкович. Эксперты такие надежды считают оправданными. По их словам, сокращение голосов угрожает только развитым странам, с которыми, увы, Россия пока не ассоциируется.
«Россия надеется не потерять свою долю во Всемирном банке (ВБ) при предстоящем перераспределении квот», — заявил по итогам переговоров президента России Дмитрия Медведева с главой Всемирного банка Робертом Зелликом помощник президента Аркадий Дворкович. Он уточнил, что вопрос о перераспределении квот международных организаций, в частности во Всемирном банке, будет решен уже в этом году.
Из выступления Дворковича следует, что для России существует «техническая вероятность небольшого уменьшения доли». При этом помощник президента отметил, что потеря доли угрожает в первую очередь развитым странам. «Мы рассчитываем на взвешенный подход наших партнеров и самого Всемирного банка и надеемся, что будет найден способ, при котором Россия не потеряет свою долю», — цитируют Дворковича информагентства.
Квоты для развивающихся
Между тем на саммите «большой двадцатки» в Питтсбурге, состоявшемся осенью прошлого года, речь шла об увеличении квот для развивающихся стран. Так, по итогам лидеры G20 договорились, что не менее 5% квот в капитале МВФ будет перераспределено в пользу развивающихся стран, в капитале ВБ — не менее 3%. Ранее страны БРИК озвучивали задачу-максимум — добиться паритета развивающихся и развитых стран в капитал МВФ и ВБ. В качестве первого шага предлагали увеличение квот развивающихся стран на 7% в МВФ и на 6% во Всемирном банке.
Предварительное соглашение в Питтсбурге было названо «компромиссным». «Нужно было найти такую точку, которая устроила бы всех, восстановила справедливость или создала бы новую точку справедливости», — заявил по итогам встречи Дмитрий Медведев. По его мнению, это решение стало «очень весомым вкладом» в создание конфигурации новой и международной финансовой системы. Министр финансов России Алексей Кудрин не исключал, что Россия попытается доказать, что «нужно больше» и что этот вопрос «будет еще обсуждаться».
На сегодняшний день большинство голосов в МВФ принадлежит США (17%), а совокупное участие стран Европы составляет около трети, причем такие сравнительно небольшие страны, как Ирландия и Голландия, имеют столько же и даже больше голосов, чем Китай (3,7% голосов) и Индия (1,9%). Квота России в МВФ составляет 2,7% голосов. Что касается доли России во Всемирном банке, то она составляет 2,85%, такой же процент, например, у Китая. Доля США в ВБ — 16,39%.
Кредит не нужен
Россия пока не планирует занимать у Всемирного банка. «Этот вопрос обсуждается, но пока что использование ресурсов Всемирного банка в виде суверенных заимствований маловероятно. Пока острой необходимости в этом нет. И насколько возможно, будем воздерживаться от использования этого инструмента», — заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
Тяжелая доля
По словам Аркадия Дворковича, уже сейчас прорабатываются способы, как России сохранить долю в ВБ. «Одна из тем — Северный Кавказ, банк изучает проекты, которые направлены на его развитие», — пояснил помощник президента. По его словам, вице-премьеру Александру Хлопонину будет дано поручение, чтобы он «вступил во взаимодействие с ВБ». В частности, консультации могут быть проведены по вопросу развития туристической инфраструктуры региона. «У них есть большой опыт развития таких регионов», — подчеркнул Дворкович.
Миллиард на проекты
Помощник президента Аркадий Дворкович сообщил, что уже в этом году Всемирный банк планирует начать здесь проекты, которые превышают по объему $1 млрд. «Возможно, не все суммы будут затрачены в течение одного года, но в целом объем обязательств Всемирного банка может составить несколько сотен миллионов долларов с примерно равным распределением между проектами финансовой системы и реального сектора, в частности, по энергоэффективности», — не исключает Дворкович.
«На размер квот в том числе влияет размер экономики, ее состояние, качество реформирования, поэтому озабоченность России по поводу возможного сокращения квот понятна», — говорит директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев.
Замруководителя аналитического департамента ООО «Совлинк» Ольга Беленькая обращает внимание, что в рамках предварительных договоренностей по перераспределению квот от развитых стран в пользу развивающихся квота России, возможно, будет несколько увеличена. «Россия, может, и хотела бы относиться к группе развитых стран, с чем, к примеру, были связаны амбиции включения в G8. Но перешагнуть барьер между развитыми и развивающимися странами не так просто», — поясняет эксперт.
«Если называть вещи своими именами, то Россия даже в БРИК не вписывается, если сравнивать с экономическими результатами по итогам 2009 года того же Китая, Бразилии и Индии», — вторит Игорь Николаев. Эксперт напоминает, что рекордное падение экономики на 8% — это худший результат не только в БРИК, но и среди стран G20. «Для России на данный момент подошло бы больше определение не «быстро развивающаяся», а «быстро загибающаяся», но такой категории пока не придумали», — иронизирует Николаев.
Наталья ГОВОРОВА