Топ-менеджеры европейских корпораций не смогли отказаться от высоких бонусов за прошлый год, но будут вынуждены сделать это в 2010 году.
Несмотря на всю критику и угрозы со стороны властей, европейские корпорации (равно как и российские) неохотно отказываются от высоких зарплат и системы бонусов. Консалтинговая фирма Hewitt Associates проанализировала отчеты 100 крупнейших компаний Европы и выяснила, что за прошлый финансовый год европейские топ-менеджеры в большинстве своем получили премии примерно в размере 100% оклада.
В среднем оклады гендиректоров европейских компаний составили около 1,2 млн евро в год. На первых местах — испанские и итальянские руководители.
В исследовании отмечается, что финансовый кризис сдержал рост зарплат «топов» ведущих европейских корпораций: оклады в 2009—2010 гг. выросли всего на 1,3%, в то время как в 2008—2009 гг. — на 5,5%. А вот бонусные выплаты растут докризисными темпами.
Например, по данным исследования eFinancialCareers.com, премии британских банкиров выросли в прошлом году на 40%, а испанских — на 25%. И большинство специалистов в финансовой отрасли по-прежнему получают бонусы в денежной форме, несмотря на рекомендации правительства выплачивать их акциями или опционами.
Платят чаще и больше
Hewitt Associates подчеркивает, что показатели бонусных выплат в европейских компаниях оказались выше первоначальных прогнозов. По прогнозам фирмы, в начале 2009 года бонусы должны были составить в среднем не более 70% от годовых окладов. Предварительный анализ публичных заявлений европейских компаний показывал, что сокращение могло составить от 50% (в Скандинавии) до 30% (в Великобритании и Германии) объема бонусов.
Есть две группы компаний с разными объяснениями. К первой относятся компании финансового сектора. У них отсутствие коррекции в первую очередь говорит об особенностях кризисного финансового планирования. Переход со второй половины 2008 года на новую периодичность планирования (не ежеквартальную, а ежемесячную) изменил и принцип начисления вознаграждений. Раньше решения о начислении бонусов принимались по итогам годовой отчетности. В последние полтора года бонусные транши в финансовых организациях старались синхронизировать с результатами ежемесячных отчетов. Положительные результаты ежемесячных отчетов привели к тому, что ежемесячные начисления формировались, исходя из максимальной пропорции.
Если бы бонусы начислялись по прежней, годовой схеме, их объем был бы меньше. Во-первых, при расчете бонусов в конце года учитывается больше показателей. Во-вторых, сыграл бы свою роль психологический фактор: в конце года оптимизм членов компенсационных комитетов обычно заметно ниже, чем в течение года.
Вторая группа — популисты. Мы полагаем, что в компаниях серьезно рассматривали возможность сокращения бонусов, но ориентируясь на отчеты коллег и общие позитивные настроения (относительно настроений полтора года назад), они утвердили максимальную бонусную программу. Это послание рынку, что у них все в порядке.
Вопрос коррекции бонусной политики — вопрос времени. Пока благоприятная конъюнктура позволила европейским компаниям не совершать радикальных шагов, говорит проектный консультант Hewitt Associates Лори Виспер. Раньше решения о бонусах принимались по итогам годовой отчетности, но в последние полтора года бонусные транши в финансовых организациях старались синхронизировать с результатами ежемесячных отчетов.
Если бы бонусы начислялись по прежней годовой схеме, их объем в конечном счете был бы меньше, считает Виспер. Во-первых, при расчете бонусов в конце года учитывается больше показателей. Во-вторых, сыграл бы свою роль психологический фактор: в конце года оптимизм членов компенсационных комитетов обычно заметно ниже, чем в течение года.
Вторую группу компаний, сохранивших высокие бонусы, Виспер называет «популистами»: часть корпораций целенаправленно утвердили бонусную программу по максимуму, чтобы продемонстрировать партнерам, клиентам и инвесторам стабильность своего финансового положения.
Сотрудники против
Но были и те, кто показательно лишил себя бонусов. Например, от годовых вознаграждений отказались руководители банка Barclays (несмотря на удвоение чистой прибыли по итогам 2009 г.) и Metro AG. Как считает аналитик eFinancialCareers.com Пол Максвейн, в 2010 году такая смелая позиция уже не будет маргинальной
Но уже в этом году корпорациям придется менять стратегию. Топ-менеджменту неизбежно придется столкнуться не только с общественностью, но и с негативной реакцией собственных сотрудников: по нашим опросам, число работников, недовольных бонусной политикой топ-менеджмента, выросло за последние 3 месяца на 15%. Это серьезные цифры. Их сложно не учитывать. Кроме того, нельзя забывать, что в ведущих странах Европы — в Великобритании, Германии и Франции — власти намерены ввести 50-процентный налог на бонусы, если они превышают определенную сумму. Думаю, эти страны станут локомотивом перемен. Этот год станет последним в большой «бонусной эпохе», уверен он.
Корпорации недооценивают потенциал общественного и бюрократического давления. Уже сейчас неизбежны крупные расследования; общественность, газеты и контролирующие органы будут следить за тем, насколько размер бонусов соответствует финансовым показателям. В прошлом году европейские компании решили, что продемонстрировать свою несокрушимость и поддержать репутацию в корпоративном секторе важнее, чем завоевать одобрение публики.
Но в этом году им неизбежно придется столкнуться не только с общественностью, но и с негативной реакцией собственных сотрудников. Так, число европейских работников, высказывающих недовольство бонусной политикой топ-менеджмента в опросах eFinancialCareers.com, выросло в за последние 3 месяца на 15%.
Кроме того, Британия, Германия и Франция намерены уже в этом году ввести 50-процентный налог на бонусы сверх определенного лимита. Так, предполагается, что в Великобритании налогом будут облагаться премии выше 25 000 фунтов стерлингов, во Франции ― выше 27 000 евро. Это тоже неизбежно снизит аппетиты европейских «топов».
Петр БИРГЕР