Mastercard не хочет стоять в стороне и смотреть, как в России создают национальную платежную систему, тем более, что в последние дни стало известно об изменении ее конфигурации. Из слов министра финансов Алексея Кудрина, сказанных в Томске, следует, что национальная платежная система — это не ВЭБ с социальными карточками, а единые правила для всех участников рынка, включая действующих. То есть международные платежные системы имеют возможность включиться в национальную. Над чем Mastercard и работает, стараясь объяснить российским чиновникам, что они превратно понимают национальную безопасность.
Передавать нельзя
Первый шаг к реальному созданию НПС был сделан, когда Сбербанк и «Уралсиб» договорились об «универсальной платежной карте», разрешив держателям социальных карт двух банков снимать наличные в банкоматах и Сбербанка, и «Уралсиба» без комиссии, а также получать через эти банкоматы государственные услуги, например, информацию о состоянии пенсионных счетов. При чем здесь Mastercard? При том, что социальные карты «Уралсиба» — карты именно этой международной платежной системы.
Представители Mastercard активно участвуют во всех обсуждениях профильного законопроекта, но у системы есть один серьезный недостаток — это международная компания со штаб-квартирой в США. А главный аргумент в пользу создания НПС — необходимость обрести независимость от процессинговых центров, расположенных за рубежом. В качестве экономического аргумента приводится кризис 1998 года, когда эмитированные российскими банками карты не обслуживались, потому что у иностранных партнеров — платежных систем не было уверенности в финансовой устойчивости банков.
Более известна политическая подоплека этой затеи: российские власти недовольны тем, что иностранные спецслужбы имеют доступ к информации обо всех транзакциях на территории России просто потому, что информация о карточных операциях поступает в процессинговый центр, расположенный в США. Это действительно так, и, как поясняют в Mastercard, информация о транзакции, совершенной в каком-нибудь банкомате, передается кратчайшим путем и не обязательно по территории России. А если завтра война? Законопроект о национальной платежной системе запрещает передачу информации за границу.
Передавать надо
Mastercard такое положение дел, конечно, не устраивает, и она решила помочь правительству советом, написав письмо в Минфин (есть в распоряжении Slon.ru), в котором ссылается на все передовые идеи российского правительства — и про мировой финансовый центр, и про инновации, и про борьбу с наличными. «В данный момент согласно указанной статье операционный центр не может передавать информацию о денежных переводах из Российской Федерации на территорию иностранных государств, а также предоставлять доступ к любой такой информации с территории иностранных государств, за исключением резервного хранения такой информации на определенных условиях, — говорится в письме. — Если планируется, что Москва должна стать международным финансовым центром, то она должна стать своего рода «магнитом» применительно к любым видам финансовой деятельности, при этом обеспечивая, чтобы финансовые операции «стекались» со всего мира в Москву и обратно свободно, но безопасно. Ограничение возможности перемещения данных за пределы Российской Федерации — серьезный шаг не в том направлении, который приведет к снижению привлекательности Москвы в сравнении с другими, более конкурентоспособными мировыми финансовыми центрами».
Помимо этого, Mastercard предупреждает разработчиков законопроекта, среди которых треть составляют представители разведки и контрразведки, что запрет на передачу данных за границу может привести к «замедлению процесса отхода от использования наличных средств в сторону более эффективных и «прозрачных» электронных платежей в результате замедления процесса внедрения инноваций». Платежная система к тому же уверена, что невозможность отправить данные за границу повлияет на доверие граждан к пластиковым карточкам: «отсутствие возможности отправлять данные в Россию или за ее пределы — одна из тех самых причин, почему российские потребители считают, что расплачиваться картами, а не наличными, может быть рискованно».
Шансы есть
Законопроект, впрочем, оставляет международным платежным системам выбор: они могут перенести свой процессинговый центр в Россию или открыть здесь новый. Правда, в этом случае, как считает руководитель «Центра экономических исследований» МФПА Сергей Моисеев, гарантии, что данные не будут передаваться за рубеж, все равно нет. Mastercard эта идея тоже не устраивает. «Необходимость для иностранных операторов передислоцировать свои подразделения по обработке данных в Россию или воспользоваться услугами местных обработчиков данных, по всей вероятности, приведет к отрицательным последствиям в отношении уровня услуг, предоставляемых держателям карт и торговым предприятиям. Причина в том, что определенный ряд услуг и функциональных возможностей, предоставляемых картами, предполагает обработку карты на центральном узле обработки (который не всегда расположен в Российской Федерации)», — пишут авторы письма.
Аргументы международной платежной системы не лишены логики, но чтобы пойти ей навстречу, российским властям придется отказаться от главного аргумента — данные о транзакциях в России не должны покидать страну. Хотя такой поворот событий представляется маловероятным, шансы быть услышанной у Mastercard есть. Депутат Анатолий Аксаков считает, что попытка заставить платежные системы строить процессинговые центры внутри страны вполне может оказаться чьей-то блажью и неэффективным способом защиты данных. По его словам, специально созданная рабочая группа должна обсудить этот вопрос с профессионалами и принять взвешенное решение.
Елена ТОФАНЮК