ЦБ вчера отчитался об очередном недельном сокращении международных резервов, которое с 5 по 12 февраля 2010 года составило $1,7 млрд (за первую неделю февраля резервы сократились на $3,9 млрд). На 12 февраля международные резервы ЦБ составили $431,5 млрд, по оценке Антона Никитина из «Ренессанс Капитала» на их динамику повлияли три основных фактора: «Отрицательная переоценка золотых резервов составила примерно $0,5 млрд, переоценка валютных резервов — от $1,5 млрд до $1,8 млрд, а объем интервенций мог быть на уровне $0,6 млрд».
Об уровне чистого оттока иностранного капитала за первые две недели февраля, исходя из объема интервенций ЦБ на открытом рынке, судить довольно сложно: в январе резервы сократились на $3,2 млрд, несмотря на покупку ЦБ на внутреннем рынке более $2 млрд. При этом, согласно обнародованным вчера оценкам первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, в январе 2010 года чистый отток иностранного капитала составил порядка $13 млрд (см. график). Январский отток господин Улюкаев объясняет значительной коррекцией на фондовых рынках после их бурного роста в конце 2009 года. «Произошло примерно одинаковое снижение фондовых индексов во всех странах, примерно на 10%, и Россия — не исключение. Инвесторы уходили не территориально, а в другие классы активов»,— отметил он. В феврале ЦБ ждет нулевого или слабоположительного значения притока.
Оценки на основе еженедельных отчетов ЦБ об изменении международных резервов оценки оттока капитала отличаются существенно: исходя из расчетов Goldman Sachs, январский отток капитала не превышал $1,6 млрд. Разница в расчетах, отмечает в аналитической записке «Ренессанс Капитал», объясняется тем, что, кроме традиционных факторов, таких, как цена на золото, изменение валютных курсов и рыночной стоимости ценных бумаг, находящихся в портфеле ЦБ, а также интервенций ЦБ на открытом рынке, на динамику резервов с декабря 2008 года стало влиять движение средств на корсчетах банков в ЦБ. Введенные в разгар кризиса валютные корсчета были призваны стать допинструментом контроля за движением валюты. В июле 2009 года это ограничение было снято, но, как отмечают в «Ренессанс Капитале», «некоторые банки продолжают пользоваться валютными счетами. По методологии регулятора средства на валютных счетах не исключаются из расчета золотовалютных резервов, тогда как покупка валюты на эти счета не отражается по счету операций с капиталом». По оценкам Антона Никитина, колебания по валютным корсчетам могут достигать $5 млрд в неделю.
Алексей ШАПОВАЛОВ