Международный валютный фонд (МВФ) отказался еще от одного своего базового принципа. Вслед за данной в середине февраля рекомендацией прекратить сдерживать инфляциюфонд посоветовал национальным регуляторам финансового рынка ограничивать приток спекулятивного капитала на рынки. Эксперты назвали отказ МВФ от концепции беспрепятственного движения капитала «революцией».
О том, что МВФ отказывается от одного из своих основополагающих требований к участникам стабилизационных программ, сообщила выходящая в Лондоне американская газета The Wall Street Journal Europe. В своем новом подходе МВФ рекомендует развивающимся странам и государствам с новыми рынками использовать налоговые инструменты и меры регулирования с целью ограничить приток спекулятивного финансового капитала. По мнению МВФ, таким путем будет снижен риск создания в экономиках новых спекулятивных «пузырей», в том числе на фондовых рынках и в секторе недвижимости.
«Экономический пузырь» — торговля крупными объёмами товара или финансовыми инструментами (чаще производными ценных бумаг) по ценам, существенно отличающимся от справедливой цены. Как правило, ситуация характеризуется ажиотажным спросом на некий товар, в результате чего цена на него значительно вырастает, что, в свою очередь, вызывает дальнейший рост спроса. Считается, что «сдутие» спекулятивного пузыря на рынке ипотечных бумаг США привело к финансовому кризису, который в настоящее время предолевает мировая экономика.
Впрочем, что конкретно государства должны предпринять, чтобы ограничить переток спекулятивных денег на рынки, фонд не сообщил. «Однако независимые специалисты уже охарактеризовали сам факт отказа МВФ от концепции беспрепятственного движения капитала на мировом финансовом рынке как «подлинную революцию», — пишет издание.
Оплот «нового либерализма»
Международный валютный фонд, созданный в 1944 году на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США), с самого начала своей деятельности проводил в жизнь идеи свободного рынка и экономического неолиберализма — направления, которое основным средством обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости считает свободный рынок и неограниченную конкуренцию.
МВФ фактом своего создания предлагал новую систему международных валютно-финансовых отношений. Основным инструментом воздействия фонда стал свободный обмен национальных валют. Более чем за 60 лет у фонда выработался внушительный набор базовых требований к государствам, желающим вступить в него и получать от него кредиты. Собственно, со всеми этим условиями Россия столкнулась в 90-е годы прошлого века, когда получала помощь от фонда. Тогда данные МВФ рекомендации сводились к требованиям: разгосударствления экономики путем сокращения сферы государственного регулирования и приватизации государственных предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности (открыть рынок для иностранного капитала), а также развитие свободного предпринимательства. Кроме того, МВФ потребовал снизить инфляцию и удерживать ее в допустимых пределах, а также осуществлять жесткую экономию бюджетных средств. По отношению к России так же, как и по отношению к другим мировым государствам, требование МВФ к открытости рынка и свободному перетоку капитала на протяжении многих лет было незыблемым.
Время перемен
Однако теперь влияние мирового финансового кризиса заставляет фонд изменять своим базовым принципам. Так, долгие годы фонд рекомендовал государствам (особенно развивающимся) сдерживать инфляцию. Такую же рекомендацию МВФ дал в прошлом году и российскому ЦБ. Однако в середине февраля этого года, учитывая нестабильную экономическую ситуацию, фонд рекомендовал регуляторам финансового рынка не сдерживать инфляцию и повысить ее таргетируемый уровень (максимально возможную планку). Эксперты охарактеризовали эту рекомендацию МВФ как вынужденную реакцию на текущую экономическую ситуацию. Однако последовавшая вслед за этим рекомендация фонда усилить государственный контроль за перетоком капитала на финансовых рынках с целью ограничить влияние спекулянтов свидетельствует о том, что МВФ стоит на пути радикальной смены взглядов. По словам экспертов, опрошенных The Wall Street Journal Europe, фонд, всегда отличившийся либеральным взглядом на мировой рынок, «делает вывод из нынешнего тяжелейшего финансового кризиса». Увидеть обратную сторону открытого рынка и свободного перетока капитала МВФ, очевидно, помог анализ причин тяжелой экономической ситуации ряда стран, которым в кризис он выделял кредиты. Так, в марте 2009 года МВФ предоставил кредит Венгрии на $3,19 млрд. Согласно оценке Еврокомиссии, финансовая система Венгрии попала в слишком сильную зависимость от иностранных инвесторов, и, когда начался отток капитала, курс венгерского форинта обрушился до минимального за два года уровня. В ноябре 2008 года фонд выделил Исландии $2,1 млрд., поскольку крупнейшие банки страны оказались банкротами
Закономерная коррекция взглядов
По мнению российских экономистов, в настоящее время МВФ просто не может не менять подход ко многим вопросам, отказываясь при этом от некоторых принципов. «Во время кризиса произошло кредитное сжатие рынков, и для того, чтобы их поддержать, были потрачены огромные государственные средства, — говорит научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. — В результате сейчас на рынке появилась избыточная ликвидность, которая действительно опасна, если будет использоваться в спекулятивных целях». По словам эксперта, именно об этой опасности и предупреждает МВФ своей новой рекомендацией. «Вряд ли это стоит расценивать как отказ от экономического либерализма вообще», — считает экономист. «Отказ МВФ от принципа свободного перетока капитала — закономерность, — уверен руководитель экспертного совета «Единой России» Антон Данилов-Данильян. — Стало ясно, что в кризисные моменты спекулятивный капитал усугубляет ситуацию». Однако, по словам эксперта, спекулятивного капитала в мире много и исчезнуть он не может. «Поэтому рекомендация МВФ в итоге и может остаться только рекомендацией, поскольку выполнить ее на практике вряд ли возможно», — считает экономист.
Елена МЕЛЬНИКОВА