Двести лет до расчета. В феврале в России начался очередной этап выплат компенсаций по советским вкладам в Сбербанке. Причем на сей раз государство проводит выплаты по более «щедрым» схемам, чем раньше. Однако до полного восстановления справедливости в отношении людей, потерявших сбережения, еще очень далеко.
«Девушка, я слышал, мне компенсация положена. Проверьте, пожалуйста», — немолодой элегантно одетый мужчина протягивает в окошко банка выцветшую от времени сберкнижку. «На каждый рубль, — сверившись с паспортными данными клиента, отвечает операционистка Сбербанка, — вам полагается два. Вот ваши 2400 рублей». «Надо же, — усмехается, повернувшись к соседям по очереди, мужчина, — двадцать лет назад на холодильник копил. Чтобы эти 1200 рублей собрать, несколько лет с женой с каждой зарплаты откладывали. А сейчас на 2400 тоже куплю холодильник — только мини, в машину, на пару банок пива».
Неслыханная щедрость
Получить компенсацию могут все, кто имел вклад в Сбербанке СССР до 20 июня 1991 года. При этом ее размер зависит от возраста вкладчика: лицам до 1945 года рождения за 1 рубль советского вклада дадут 3 российских. Всем остальным — 2 за 1 советский.
В Министерстве финансов очень гордятся нынешней компенсацией: на нее выделено из казны 85 млрд рублей. И это в кризисный год, при серьезном дефиците бюджета. В пресс-службе Минфина обратили внимание The New Times на то, что размер компенсации превышает тот, что положен по законодательству. Закон 1995 года* * Компенсационные выплаты бывшим вкладчикам Сбербанка осуществляются на основании Федерального закона № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», от 10 мая 1995 года. Именно в этот день Сбербанк стал акционерным коммерческим банком, а его долги были признаны внутренним государственным долгом России. устанавливает минимальный коэффициент обмена советских вкладов из расчета 1:1. Так что принятые на 2010 год коэффициенты обмена 2:1 и 3:1 являются, по мнению Минфина, проявлением государственной щедрости. А глава ведомства Алексей Кудрин недавно пообещал, что «правительство и в следующие годы продолжит компенсацию средств, причем перейдет к другой кратности компенсации».
Вопрос о «другой кратности», очевидно, поднят не случайно. Ведь умножение потерянных советских рублей ни на 2, ни даже на 3 проблему не решает. В Комитете Госдумы по финансовому рынку The New Тimes показали расчет, сравнивающий стоимость нынешнего рубля с рублем образца 1991 года. Он свидетельствует, что с учетом инфляции и проведенной в 1998 году деноминации российской валюты в 1000 раз рубль обесценился за эти годы почти в 21 раз. Наверное, по поводу корректности этой цифры ученые-экономисты могут вести методические споры, но вряд ли результат будет меньшим.
Судебный тупик
Свой расчет привел и депутат Государственной думы Владислав Резник, назначенный в конце января руководителем Рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере восстановления и защиты сбережений граждан. Он посоветовал вкладчикам не питать иллюзий, поскольку полная компенсация их сбережений с учетом изменения индекса потребительских цен обойдется государству в 22 трлн рублей. «Сумма сопоставима с размером расходов федерального бюджета за несколько последних лет. С учетом громадности этой суммы ни один из находящихся в Госдуме проектов реально не решает проблемы дореформенных вкладов», — признался Владислав Резник.
Ситуация с компенсацией явно не устраивает многочисленных вкладчиков. Многие из них, отчаявшись получить свои деньги в объеме, адекватном их стоимости в СССР, стали обивать пороги судебных инстанций. Впрочем, как бы ни были сформулированы иски и кого бы бывшие вкладчики ни призывали к ответу — Сбербанк, Минфин, Центробанк или правительство РФ, результат один: российские суды раз за разом штампуют отказные решения. Достоянием гласности стал лишь один случай, принесший вкладчику успех. Жительница Белгородской области в середине 90-х обратилась с иском к Сбербанку, требуя восстановления ее сбережений, которых хватало на приобретение квартиры по ценам 1991 года. Пятилетние судебные мытарства с многочисленными отменами решений и апелляциями закончились тем, что в 2002 году вкладчица заключила мировое соглашение с администрацией области о том, что она отзывает иск, а ей приобретают квартиру.
В том же 2002 году бывшие вкладчики Сбербанка добрались с исками о компенсациях до Европейского суда по правам человека. Суд в Страсбурге признал факт несения «неоправданных потерь» истцам, однако помочь им материально не смог: «Конвенция по правам человека не вменяет в обязанность государству поддерживать покупательную способность денежных сумм, размещенных в финансовых институтах».
В поисках справедливости
Однако будь российский бюджет даже профицитным, как до кризиса, резко увеличивать существующие темпы выплат нельзя, считает депутат Государственной думы Павел Медведев. Потому что эти деньги не имеют товарного покрытия, то есть не являются оплатой продукции или услуг. Они являются чистой эмиссией, провоцирующей столь же чистую инфляцию. Ни одно разумное правительство не пойдет на скачок инфляции без серьезных политических дивидендов. Но массовых выступлений советских вкладчиков не наблюдается, поэтому обеспечивать их лояльность инфляционными методами власти, скорее всего, не станут.
С другой стороны, мизерная компенсация советских вкладов создает недоверие граждан к Российскому государству, считает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. «Люди просто чувствуют себя обманутыми. А недоверие ведет к негативным процессам в экономике: например, к практически полному отсутствию долгосрочных вкладов («длинных» денег) в банковской системе», — утверждает эксперт. По его словам, в настоящее время 80% всех вкладов россиян — годовые депозиты, а 98% всех вкладов не превышают трех лет: «Где уж тут затевать долгосрочные модернизационные проекты, рассчитанные на десятилетия окупаемости…»
Павел Медведев считает, что Госдума в рамках созданной Рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере восстановления и защиты сбережений граждан может вернуться к некогда похороненной идее постепенной компенсации вкладов через бесплатный доступ пострадавших клиентов Сбербанка к собственности. Правда, в каком конкретно виде это будет происходить, депутат пока не знает: «Собственно, Рабочая группа и должна представить предложения о конкретных механизмах. Постараемся, чтобы они не стали мертворожденными».
По некоторым слухам из кулуаров Госдумы, ресурсом для восстановления доверия вкладчиков может быть выбрана земля под индивидуальное жилищное строительство либо под сельскохозяйственное производство. Во всяком случае в неофициальных обсуждениях звучат словосочетания «земельная облигация» и даже «земельный ваучер». Однако до конкретных решений еще очень далеко. Между тем, как подсчитали эксперты Комитета Госдумы по финансовому рынку, при сохранении нынешних темпов выплат компенсаций российскому бюджету для полного расчета по советским вкладам Сбербанка потребуется… 200 лет.
Павел ЧУВИЛЯЕВ, Дмитрий ДОКУЧАЕВ