Власти РФ готовят номинальную замену правовой формы для Внешэкономбанка, чтобы избавить его от заезженного ярлыка госкорпорации и выполнить поручение президента: чиновники признали, что по сути новая форма — юрлицо публичного права — ничем не отличается от предыдущей.
«В принципе я думаю, что форма госкорпорации по своему содержанию очень близка к тому, что мы понимаем под юрлицом публичного права… это некоммерческая организация… Боюсь, что на сегодняшний день термин госкорпорации просто заезжен», — сказал журналистам директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков.
Госкорпорации во всех сферах — от Внешэкономбанка до Роснано и Олимпстроя — в момент их создания власти называли локомотивами роста российской экономики и основным инструментом государственных инвестиций в приоритетных отраслях. Критики клеймили громоздкие непрозрачные образования как очередной шаг от рыночной экономики к госкапитализму в России.
В прошлом году президент РФ поручил правительству уйти от формы госкорпорации, и к марту 2010 года представить предложения о том, как наиболее оптимально реализовать их функции.
По словам Осколкова, преобразование ВЭБа в акционерное общество с выдачей банковской лицензии и сохранением агентских и антикризисных функций стоило бы государству как минимум триллион рублей.
Нет смысла так «задорого преобразовывать форму», считает он.
Форма некоммерческой структуры позволяет ВЭБу сохранить антикризисные функции по крайней мере до 2018—2019 годов — срока возврата банками субординированных кредитов, сказал Осколков.
Функции ВЭБа как агента правительства по управлению долгом и пенсионными деньгами российские власти могут передать Росфинагентству, созданием которого занимается Минфин.
По словам Осколкова, отобрать эти функции у ВЭБа Минэкономразвития предлагает в 2012—2012 годах, госкорпорация же хочет их сохранить до 2016 года.
Непрофильные активы ВЭБа, в том числе акции Русала, могут отойти «дочкам» госкорпорации, либо проданы на рынке или просто отданы государству, полагает он.
Трудный путь к АО
Судьба других госкорпораций также туманна: остаться госкорпорацией или сменить статус на публичное юрлицо может Агентство по страхованию вкладов. В свою очередь, Олимпстрой и фонд реформирования ЖКХ, срок жизни которых ограничен, вероятно, сохранять форму госкорпорации.
«Преобразовывать их сейчас не будет эффективным с точки зрения затрат», — считает Осколков.
С Росатомом российские власти пока ничего не придумали и отложили вопрос до 2011 году.
Функции торговца оружием, которые выполняют Ростехнологии, также может выполнять только госкорпорация, говорит Осколков. В этом статусе они и останутся до 2014 года.
Шанс преобразоваться в акционерное общество остался у Роснанотеха и Автодора.
«Никаких дополнительных издержек мы не будем нести, если те же цели будут достигаться не госкорпорациями Роснанотех и Автодор, а акционерными обществами», — говорит Осколков.
Дарья КОРСУНСКАЯ, Оксана КОБЗЕВА