Российские электронные платежные системы могут оказаться вне правового поля. Концепция Национальной платежной системы разрешает выпуск электронных денег и их переводы только кредитным организациям. Системам электронных денег придется договариваться с банками.
Крупнейшие российские системы электронных денег не смогут работать без банков. Концепция Национальной платежной системы разрешает выпуск электронных денег и их переводы только кредитным организациям, Центробанку и ВЭБу. Соответствующее предложение содержится в текущей версии концепции Национальной платежной системы. Авторы проекта настаивают на том, что «операторами по переводу денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа являются Банк России, кредитные организации и госкорпорация «Внешэкономбанк».
Кредитные организации могут переводить электронные деньги с использованием предоплаченных средств платежа, но с установлением лимита суммы, которую предоставляет клиент, — 15 тыс. рублей или эквивалентная сумма в иностранной валюте. Фактически, электронный счет не может быть выше этого уровня. Если средство платежа пополняемое, то при переводе средств требуется идентификация, написано в проекте концепции Национальной платежной системы.
«Если закон примут без изменений, существующим системам электронных денег придется трансформироваться, перейти в собственность к банкам или заключать с ними соглашения о сотрудничестве», — говорит председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким.
Сейчас в России работают несколько систем электронных денег — Yandex.Деньги, Деньги.mail.ru, WebMoney, Mobi.Деньги, Paycash. Все используют разные модели проведения платежей. Генеральный директор Mobi.Деньги Андрей Шишло говорит, что работает по банковской схеме. «Мы процессинговая компания, выполняем посреднические услуги между системой и банком. Не храним деньги в кошельках», — пояснил он.
Другие участники рынка используют модель, при которой пользователь перечисляет деньги, а взамен получает обязательства системы, которыми пользуется для оплаты покупок или услуг. Директор по развитию WebMoney Петр Дарахвелидзе говорит, что работает в соответствии с установленной в концепции о НПС схемой. «За любые денежные обязательства, в том числе в электронной форме, должен отвечать банк. А операционной деятельностью может заниматься специальное уполномоченное юрлицо, не являющееся кредитной организацией. В WebMoney сейчас все обстоит именно так. Эмитентом наших денег является НКО «Сетевая расчетная палата», — объяснил он.
По его словам, другие участники рынка не используют такую модель, «поэтому для них вопрос стоит более остро». Но наиболее вероятный путь решения проблемы эмиссии электронных денег — соглашение о сотрудничестве с банком, считает Петр Дарахвелидзе. «Гипотеза о переходе в собственность почти не имеет оснований, у нас центры компетенции по электронным платежам можно пересчитать по пальцам одной руки, а банков около тысячи. Кто кого будет искать, догадаться несложно», — уверен он.
Получить оперативный комментарий от Yandex.Деньги и Деньги.mail.ru не удалось.
По словам генерального директора консалтинговой компании Aspect Артема Генкина, идея привязки электронных денег к конкретным институтам удобна. «Но это не обязательно должны быть банки», — уверен он. В Европе в соответствии с новой директивой, вышедшей в прошлом году, закреплен специальный статус институтов, имеющих право на выпуск электронных денег. В США существует несколько видов бизнеса по оказанию денежных услуг, на ведение которых требуется лицензия. «Но эта модель неудобна, так как лицензию нужно получать в каждом штате. Даже у крупнейшей в мире системы PayPal не везде в США есть лицензия на несколько видов операций», — пояснил Артем Генкин.
Екатерина ГЕРАЩЕНКО