В пятницу Банк России опубликовал данные о динамике денежной массы (агрегат M2) в национальном определении — в первом месяце года она практически не сократилась (15,3 трлн руб. против 15,7 трлн руб. на конец декабря 2009 года, снижение на 2,6%). Сокращение объема наличных денег (М0) по итогам января было столь же незначительным, как и объема безналичных денег. При этом январь-март 2009 года были рекордными по сокращению M2: напомним, в январе прошлого года объем денег в экономике сократился на 11,1% к прошлому месяцу, в феврале — на 10,9%, в марте — на 10,2%. Эффект этой низкой базы определил чрезвычайно высокий уровень роста M2 и M0 в измерении «год к году» (см. диаграмму) — 27,8% для M2.
Напомним, в течение 2009 года агрегат M2 вырос на 16%, согласно прогнозам ЦБ, рост денежной массы в 2010 году должен составить ориентировочно 15—20%. Помимо чисто статистического эффекта свой вклад в рост М0 внесли увеличенные выплаты пенсий, произведенные правительством уже в декабре 2009 года. Тем не менее довольно скромные итоги января для промышленности в сочетании с такой динамикой M2 могут указывать на сверхвысокую активность банковской системы в январе 2010 года.
Эффект низкой базы будет влиять на динамику М2 «год к году» в течение всего первого полугодия 2010 года. Впрочем, не исключено, что происходящее — долгожданный эффект от антикризисных действий ЦБ и правительства, в том числе от удешевления инструментов рефинансирования. В этом случае рост M2 по итогам февраля-марта будет существенно выше прошлогодних 0,3—0,8% в месяц за счет компонента «безналичные деньги», а в измерении «год к году» динамика M2 будет напоминать бурный рост агрегата в 2007-м и первом полугодии 2008 года.
В любом случае, происходящее дает косвенное объяснение и чрезвычайно низким процентным ставкам на межбанковском рынке в январе-феврале 2010 года, и крайней осторожности ЦБ и Минэкономики в прогнозах инфляции. Бурный рост M2 усиливает опасения сверхпланового роста цен и в промышленности, и на потребительском рынке в течение всего года. При этом с конца осени 2009 года более половины крупных и средних компаний РФ заявляют о достаточной доступности кредита. При этом «мгновенные» оценки инфляции в феврале Росстата (понедельный прирост индекса потребительских цен), указывающие на некоторое ее ускорение, напрямую вряд ли связаны с динамикой M2 — ЦБ допускает некоторый «разгон» инфляции лишь начиная с осени 2010 года.
Дмитрий БУТРИН