Россия без видимой пользы держит порядка $70 млрд в иностранных банках. И это при том, что для покрытия дефицита бюджета Минфин планирует занять пару десятков миллиардов в ближайшие годы.
В самый дорогой столичный отель «Ритц-Карлтон» съехались банкиры, чтобы пожаловаться друг другу на нелегкую долю и погоревать о судьбах родины. Это было собрание закрытого клуба, учрежденного весной 2009 г. Высокое собрание состоит преимущественно из топ-менеджеров и владельцев небольших банков, которым о госресурсах остается только мечтать. Интересно было впервые публично увидеть бывшего шоколадного барона Андрея Коркунова, который основал «Анкор Банк» (сейчас его банк находится в пятой сотне по размеру активов). Правда, в незнакомой обстановке владелец «надежного во всех отношениях банка» был молчалив и вскоре покинул собрание.
На протяжении всего обсуждения меня не покидало чувство, что я оказался в революционном кружке русской интеллигенции XIX века. Как известно, первые отечественные промышленники вроде Саввы Морозова дружили с будущими большевиками и увлекались вздорными идеями. Современные банкиры, правда, дальше заочной критики властей идти не собираются.
Тема заседания клуба была посвящена качеству управления государственными финансами. Среди участников были гости из государственного сектора. Звездой обсуждения стал Антон Навой, замначальника управления анализа платежного баланса и внешнего долга Банка России — блестящий экономист, чьи публикации можно увидеть и в академическом журнале «Вопросы экономики», и в отраслевом «Банковском деле». Спор зашел о том, есть ли в России длинные финансовые ресурсы. На мою реплику о том, что их нет, и банки будут вынуждены идти на Запад за деньгами, Навой отреагировал тирадой на свою профессиональную тему — потоки платежного баланса. Он считает, что России не нужны внешние займы, поскольку экономика способна генерировать инвестиции за счет поступлений от внешней торговли. Действительно, если посмотреть торговую статистику, накопленное положительное сальдо счета текущих операций за 2000—2009 гг. составило $600 млрд — столько Россия заработала на внешних рынках за десять лет. Львиная доля этих поступлений пошла на погашение прежних валютных долгов и в фонды Минфина. Однако немалая часть осталась в распоряжении экономики. Куда исчезли эти ресурсы? Антон Навой утверждает, что они вывезены за рубеж. Причем не государством, а самим частным сектором. И не по теневым нелегальным каналам, а вполне законным честным способом.
Специалист по платежному балансу вряд ли будет бросаться словами. Я посмотрел статистику инвестиционной позиции России, чтобы увидеть, куда исчезли сотни миллиардов долларов, заработанные на нефти, газе и металлах. В таблице приведены результаты пересчета инвестиционной позиции в разбивке по банкам и предприятиям по состоянию на 2009 г. Банками вывезено $170 млрд, а нефинансовым сектором — $415 млрд. Зачем банкам иностранные активы, более-менее понятно. В них входят $16 млрд инвестиций в ценные бумаги для диверсификации активов и управления валютным риском, $30 млрд на корреспондентских и прочих счетах, $100 млрд валютных кредитов на поддержку экспортной активности.
Реальный сектор скупил иностранных предприятий на $200 млрд. Крупные экспортеры не заинтересованы возвращать в страну получаемые доходы — у них свои интересы. Они покупают активы в Южной Африке, Латинской Америке, Азии. Если судить по репатриации прибыли, отдачи от этих активов нет никакой. Деньги вывезены и остались за рубежом. Около 40% прямых инвестиций приходится на офшорные центры. Россия без видимой пользы держит порядка $70 млрд на текущих счетах и краткосрочных депозитах в иностранных банках. И это при том, что для покрытия дефицита бюджета Минфин планирует занять пару десятков миллиардов долларов в ближайшие годы. Без серьезных усилий их можно было бы аккумулировать, если бы корпорации вернули деньги
Основные экспортеры капитала — крупнейшие корпорации, во многих из них государство является собственником. Представители властей участвуют в советах директоров и пропускают решения о вывозе капиталов за границу в самых разных формах. Если составить список госпредставителей в крупнейших банках и корпорациях, выяснится, что это те же самые представители правительства и ответственные лица ведомств, которые озабочены привлечением иностранных инвестиций.
Сергей МОИСЕЕВ