Как выяснили «Ведомости», у Газпромбанка есть младший партнер в кипрской Tancredo, которая перепродает газ в Германии. Сотрудники банка и «Газпрома» уверены, что это структуры «Итеры».
В «Газпроме» началась ревизия экспортных посредников, поводом для которой могла стать оригинальная схема продажи газа с участием «дочки» Газпромбанка — кипрской Tancredo Enterprises, сообщили накануне источники, близкие к руководству «Газпрома». Но Газпромбанк не единственный владелец Tancredo. Его младший партнер — кипрская Hopkinsville Trading с 4,9% (такая доля была у нее на ноябрь 2009 г., копия выписки из реестра есть у «Ведомостей»).
Кто стоит за Hopkinsville, неизвестно. Но в списках аффилированных лиц «Газпрома» и Газпромбанка такой компании нет. А источники, близкие к руководству концерна и банка, уверяют, что доля в Tancredo есть у структур «Итеры». Сотрудник ее пресс-службы комментировать это не стал, как и представители «Газпрома» и Газпромбанка.
Схема с участием Tancredo существует с 2007 г. Газ российской компании «Сибнефтегаз» (СП Газпромбанка и «Итеры», 51:49) продается «дочкам» «Газпрома», те, перепродавая его другим структурам монополии как минимум трижды, доставляют топливо до Германии и продают примерно в девять раз дороже Tancredo, а та отдает на реализацию по еще более высокой цене «Газпром экспорту». Так описывают схему два человека, ссылаясь на данные из «Газпрома». А участников цепочки подтверждают сотрудники «Газпрома» и источники, близкие к руководству Газпромбанка.
Кто автор схемы, неизвестно. Но Hopkinsville получает больше доходов, чем Газпромбанк, уверяют несколько собеседников «Ведомостей», близких к «Газпрому» и Газпромбанку. Из реестра Tancredo следует, что у миноритария акции другого типа, чем у Газпромбанка. Но какие права дают эти бумаги, должно быть указано в уставе. Найти его не удалось.
Знакомые совладельца «Итеры» (и председателя ее совета директоров) Игоря Макарова сходятся только в одном: он всегда умел изобретать оригинальные газовые схемы. Именно ему принадлежала идея поставлять туркменский газ на Украину в обмен на продовольствие, чем в конце 1990-х и начале 2000-х занималась «Итера». А Дмитрий Фирташ, совладелец другого трейдера — швейцарской Rosukrenergo, даже не скрывал, что его компания взяла на вооружение схемы Макарова и только немного их усовершенствовала.
Елена МАЗНЕВА, Ирина РЕЗНИК