Все больше людей ждут сокращения зарплат и увольнений уже в ближайшее время, свидетельствует опрос Левада-центра. Экономика выходит из кризиса только на бумаге, и оптимизм властей граждан не успокаивает, констатируют эксперты.
Почти две трети россиян ощутили серьезное влияние кризиса на повседневную жизнь семьи, подсчитали в Левада-центре. Согласно опросу, проведенному в феврале, число россиян, ожидающих сокращения зарплаты уже в ближайшие недели, выросло с октябрьских 5% до 7%, в ближайшие месяцы — с 14% до 16%. При этом россиян, которые думают, что в ближайшее время зарплаты не порежут, стало меньше: их доля упала с 47% до 44%.
У трети россиян (29%) есть трое и более родственников или друзей, оставшихся в последнее время без работы, хотя еще в сентябре прошлого года доля таких граждан составляла 24%. Растет у россиян и тревожность относительно увольнений. В ближайшие недели этого ждут 7% граждан против 5% в октябре прошлого года, в ближайшие месяцы — 19% против 16%. При этом в последний месяц тревожность россиян выросла: если в январе увеличения безработицы опасались 34% опрошенных, то уже в феврале — 39%.
Сокращается и число оптимистов: россиян, считающих, что в ближайшее время увольнений не произойдет, 47%, что на 5% меньше, чем тремя месяцами ранее.
Тревожные настроения людей не случайны. Рост безработных продолжается пятую неделю подряд: только за последнюю неделю февраля число официально зарегистрированных безработных увеличилось на 1% и достигло 2,286 млн. Общее число оставшихся без работы достигло 6,8 млн человек, или 9,2% экономически активного населения. «Более того, у нас было много полубезработных, которые работали по сокращенному графику на условиях неполной занятости. Их нельзя было увольнять
Это был политический заказ, но сейчас этих людей уже невозможно держать, поскольку нужно оздоравливать предприятия», — говорит главный специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков.
Ожидания россиян ухудшаются вопреки оптимизму властей и макроэкономической статистике. Так, промышленное производство начало расти летом: в июне соответствующий индекс вырос на 4,5% к маю, в июле — на 4,7% к предыдущему месяцу, в сентябре после августовского спада на 3% индекс прибавил 5,1%, в октябре — 0,8%, в ноябре — 2%, декабре — 5%. В январе промпроизводство рухнуло на 20,4% против декабря, но выросло на 7,8% против кризисного января 2009 года. По словам замминистра экономического развития Андрея Клепача, основной рост обеспечила обрабатывающая промышленность. В целом же «январские результаты оказались лучше прогнозов»: в январе ВВП вырос на 5,2% по отношению к аналогичному показателю прошлого года.
«Массовые «околоэкономические» настроения, в том числе и тревожные, являются, скорее, запаздывающим индикатором, связанным не с реальным состоянием экономики, а с базой личных примеров в окружении опрашиваемых. Сегодня же, несмотря на улучшение экономики, объем положительных примеров еще не так существен, чтобы создать «повышательное настроение», а длительная зима еще более усилила депрессивные настроения», — объясняет генеральный директор Столичной финансовой корпорации Павел Геннель.
Впрочем, есть и другое объяснение такого противоречия между настроениями властей и населением. «Все макроэкономические показатели у нас растут только на бумаге, а в реальной жизни ничего хорошего не происходит. Правительство должно больше правды говорить», — говорит доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. Если же власть хочет улучшить ожидания россиян, у нее есть для этого инструменты. «Изобретать ничего не надо, есть такое понятие — популизм. Что власти стоит приструнить пару олигархов, заставить их вложиться в российские активы или поменять кого-то в правительстве», — предлагает Кричевский.
Ольга ТАНАС, Андрей КОВАЛЕВСКИЙ