Один из крупнейших в России операторов фиксированной связи «Транстелеком» (ТТК) выставлен на продажу. Как стало известно «Ъ», владелец оператора ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) разослало инвестбанкам предложение рассмотреть возможность продажи доли ТТК в ходе IPO либо частного размещения. 100% ТТК могут стоить до 30 млрд руб., инвесторам будет интересен минимум блокпакет оператора, считают эксперты.
О том, что ОАО РЖД разослало ряду инвестбанков предложение рассмотреть возможность продажи доли в «Транстелекоме», «Ъ» рассказал топ-менеджер крупного оператора связи и подтвердили два инвестбанкира, получивших такое предложение. «Речь может идти как об IPO, так и о private placement. Первый вариант более предпочтителен»,— уточняет собеседник «Ъ» в одном из инвестбанков. Размер пакета, который может быть выставлен на продажу, а также, сколько планирует привлечь РЖД, пока не определено. В «Реннесанс Капитале», Deutsche Bank, «ВТБ Капитале», Merrill Lynch, а также еще ряде инвестбанков официально не стали комментировать, получили ли они предложение РЖД.
Еще один источник «Ъ», знакомый с ситуацией, утверждает, что РЖД рассматривает возможность продажи оператора стратегическому инвестору. «Меньше месяца назад интерес к «Транстелекому» проявлял основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков. Стороны вели даже консультации совместно с банком «КИТ Финанс» (принадлежит ОАО РЖД), однако никаких решений принято не было»,— говорит собеседник «Ъ».
В «Транстелекоме» и РЖД отказались от комментариев, но источник, близкий к госмонополии, напоминает, что компания стоит в плане продажи как непрофильный актив, добавив, что обсуждение этого вопроса идет сейчас с Минэкономразвития (ТТК контролируется ОАО РЖД, которое на 100% принадлежит государству).
Выручка группы компаний ТТК по МСФО в 2008 году составила 27,5 млрд руб., чистая прибыль за 2008 год — 1,9 млрд руб. По собственным данным, ТТК входит в тройку ведущих альтернативных операторов фиксированной связи и обеспечивает 45% аренды междугородных каналов.
О том, что ТТК может стать публичной компанией, президент РЖД Владимир Якунин заявлял еще в 2006 году. Сейчас средства от продажи ТТК пригодятся РЖД, так как инвестиционный бюджет компании на 2009—2011 годы был сокращен в 2,4 раза: с 1,8 трлн руб. до 864 млрд руб. Чтобы привлечь деньги в течение ближайших трех лет, РЖД может продать акции в 30 дочерних компаниях, рассказывал недавно президент ОАО Владимир Якунин. Среди наиболее привлекательных для инвесторов активов он называл Первую грузовую компанию и «Трансконтейнер». На продажу планируется выставить также акции компаний «Элтеза», «РЖД-Строй», «Ремпутьмаш» и «Рефсервис».
Аналитик «Тройки Диалог» Анна Лепетухина указывает, что объем размещения зависит от стоимости компании: «В случае с ТТК это будет, скорее всего, от 25% акций». По ее словам, даже если сначала будет private placement, то IPO, скорее всего, состоится в течение одного-трех лет. «У инвесторов, принявших участие в private placement, есть, по сути, два пути выхода из компании: либо продажа стратегическому инвестору, либо IPO»,— напоминает госпожа Лепетухина.
Так как есть всего два показателя (выручка — 27,5 млрд руб. и прибыль — 1,9 млрд руб. за 2008 год), точно оценить компанию сложно, говорит начальник отдела анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Андрей Богданов. «Если предположить, что выручка компании в 2009 году составила примерно 30 млрд руб., а чистая прибыль — чуть больше 2 млрд руб., то средняя стоимость компании может составлять примерно 25 млрд руб. В частности, российские компании сейчас торгуются в среднем по мультипликатору P/E (стоимость акции/прибыль на акцию.— «Ъ») на уровне более 8. Если предположить, что у ТТК будет мультипликатор в районе 10, то стоимость составит около 20 млрд руб. Если оценивать по выручке, то компанию можно оценить в одну выручку, то есть в 30 млрд руб.»,— считает господин Богданов.
Александр МАЛАХОВ, Инна ЕРОХИНА, Наиля АСКЕР-ЗАДЕ