Сбербанк планирует объявить об очередных новшествах в работе с частными клиентами. В начале прошлого года банк представил «офис будущего» — новый формат отделений с использованием всевозможных новых технологий. Теперь изменения ждут заемщиков банка. Для них будут открыты специализированные центры кредитования под залог жилья.
Сегодня ипотеку можно получить в любом отделении банка, где есть отдел кредитования. Его сотрудники могут оформить документы как на потребительский кредит, так и на покупку автомобиля или недвижимости. «Если сейчас клиент может обратиться в любой филиал за любым кредитом, то в планируемых кредитных центрах будет оказываться узкоспециализированные услуги», — рассказала корреспонденту Forbes сотрудница филиала Сбербанка на Волгоградском проспекте в Москве.
Основная цель реорганизации — сделать оформление ипотечных кредитов более простым и удобным. В Сбербанке говорят, что специализация позволит консультировать клиентов на более высоком уровне. В центрах ипотечного кредитования, по словам сотрудницы другого отделения банка на северо-востоке столицы, будут предусмотрены просторные переговорные для обсуждения сделок. В этих отделениях обязательно будут банковские ячейки.
По словам сотрудников банка, в Москве таких центров должно быть по одному на каждые
Главные конкуренты Сбербанка уже давно используют такой формат работы с клиентами. ВТБ24 приглашает заемщиков в спеццентры, открытые еще в 2003 году. Сейчас у банка 14 ипотечных офисов, из которых три — в Москве. Росбанк (входит в тройку лидеров по количеству точек обслуживания физлиц) имеет в Москве два специализированных ипотечных центра.
По словам замруководителя блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Ильи Зибарева, иметь такие специализированные центры — удобно и оправданно, если банк планирует наращивать объемы кредитования. В прошлом году Сбербанк выдал ипотечных кредитов на 96,1 млрд рублей — в три раза меньше, чем в 2008 году. Это — следствие финансового кризиса. Доля банка на рынке ипотеки за год выросла с 37% до 63%. По данным ЦБ, в 2009 году ипотечные кредиты выдавали в основном Сбербанк, ВТБ24 и АИЖК.
Бывший руководитель розницы Райффайзенбанка (сегодня — предправления Русского Международного банка) Роман Воробьев напоминает, что для наращивания объемов розничных продуктов недостаточно просто перестроить отделения. «Главное — наладить технологию продаж. Для ипотеки это должны быть не только заинтересованные банковские сотрудники, но и нотариусы, риелтеры. Нужно выстроить своего рода банковский конвейер, чтобы окупились затраты на перестройку отделений».
Юлия ЧАЙКИНА