Как стало известно РБК daily, ФСФР предлагает узаконить предоставление ей главными редакторами и журналистами сведений об источнике информации, если такая информация оказалась ложной и повлекла за собой негативные последствия. Сейчас же это можно сделать только через суд. В то же время ФСФР отказалась от идеи наказывать журналистов за распространение в СМИ инсайдерской информации, даже если она является ложной, но лишь при условии, что журналист не знал или не должен был знать, что эти сведения считаются инсайдерскими и вдобавок ошибочными.
РБК daily стали известны поправки в законопроект об инсайдерской информации, которые касаются непосредственно СМИ. Эти поправки подготовлены ФСФР и рабочей группой при комитете Госдумы по финансовому рынку для принятия во втором чтении законопроекта «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком».
В первоначальной редакции законопроект был слишком суров в отношении журналистов, чьи публикации основаны на инсайдерской информации: на это представители СМИ пожаловались президенту России Дмитрию Медведеву, и он предложил ФСФР доработать проект с учетом позиции журналистского сообщества. «Я встречался с главными редакторами, они очень обеспокоены законом об инсайдерской информации и считают, что из них выпьют кровь, заставят отвечать за те вещи, которых они не совершали», — подчеркнул Дмитрий Медведев.
В результате из законопроекта исключена статья о порядке распространения результатов исследований и статистических данных в сфере финансовых и товарных рынков. Также предлагается не считать нарушением запрета на передачу инсайдерской информации третьим лицам, если ее получателем стал журналист, а сами сведения были опубликованы в СМИ.
Однако передача такой информации с целью публикации не освобождает от ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. И самое главное, не освобождает от обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации. При этом в ряде случаев СМИ обяжут раскрывать источники инсайдерской информации не через суд, а по первому требованию ФСФР. В частности, если опубликованный инсайдерский «слив» признан ложной информацией и повлек за собой негативные последствия. По мнению члена комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, действия ФСФР не должны вступать в противоречие с законом о СМИ и вся информация об источнике инсайда должна запрашиваться исключительно через суд. «В противном случае СМИ окажутся на коротком поводке у ФСФР, поскольку нельзя исключить дифференцированный подход к тому или иному изданию исходя из ведомственных пристрастий; иными словами, ФСФР сможет по своему усмотрению к каким-то СМИ подходить более жестко, чем к другим, исходя из симпатий к журналистам и главным редакторам», — считает
Между тем зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Зеленский поддерживает новые поправки: многие процедуры в рамках закона об инсайде должны быть досудебными, и не только раскрытие журналистами информации об инсайдерах. «Сейчас такого рода дела просто вязнут в судах, между тем есть участники рынка, которые просто используют СМИ в своих корыстных интересах, дабы повлиять на решение инвесторов или эмитентов, — подчеркнул Юрий Зеленский. — Этот закон повышает роль ФСФР и в какой-то мере оградит СМИ от манипулирований недобросовестных участников рынка».
В ФСФР эту тему не комментируют.
Игорь ПЫЛАЕВ