Экономический кризис прервал более чем десятилетний рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны Центральной и Восточной Европы В 2009 объем ПИИ, полученный регионом, обвалился. Прямые иностранные инвестиции упали везде. Но в нашем регионе падение оказалось более сильным, чем во всем мире (на 38,7%, по предварительным данным UNCTAD).
Восстановление инвестиционного потока начнется уже в этом году, но докризисный уровень удастся превысить только в 2014, прогнозируют экономисты PricewaterhouseCoopers, опубликовавшие в пятницу доклад «Foreign Direct Investment in Central and Eastern Europe: A case of boom and bust?» («Прямые иностранные инвестиции в страны Центральной и Восточной Европы: пример подъёма и спада?»).
Тучные годы
На рубеже 1990-х — 2000-х Восточная Европа не считалась лучшим на свете местом для прямых инвестиций. За 1997—2003 гг. ПИИ выросли всего с $20 до $30 млрд. Но последующая шестилетка — настоящий бум: ПИИ увеличились пятикратно, до $155 млрд.
Главным бенефициаром стала Россия. Получаемые ею ежегодно ПИИ выросли почти на порядок, с менее чем $8 млрд в 2003 до более $70 млрд в 2008.
Если перед кризисом 1998 г. доля России в ПИИ, получаемых Восточной Европой, почти достигла четверти, то в 1999—2002 она оставалась примерно на уровне 11%. А в 2008 Россия привлекла рекордные 44,9% пришедших в регион инвестиций.
Кроме России особым спросом у иностранных инвесторов в докризисный период пользовались страны, в 2004 году присоединившиеся к Евросоюзу. До 2003-го прибалтийские страны, Болгария и Хорватия не могли похвастаться большим притоком ПИИ, но стоило им вступить в ЕС, как ситуация резко изменилась. (Всего PwC включает в регион ЦВЕ 14 стран — Болгарию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Россию, Румынию, Сербию, Словакию, Словению, Украину, Хорватию, Чехию и Эстонию).
Крупнейшие страны Восточной Европы, не считая России — Польшу, Чехию и Венгрию — иностранные инвесторы «открыли» раньше. В 1998-м эти три страны получили 56,8% привлеченных регионом инвестиций. Однако в последующие годы ПИИ в эти страны росли заметно медленнее, чем инвестиции, полученные восточными соседями. К 2008-му доля Польши, Чехии и Венгрии в региональных инвестициях сократилась в 2,6 раза — до 21,6%.
Тощий 2009: проигравшие и выигравшие
Максимальным спад ПИИ оказался в Латвии — на 71%. А если смотреть отраслевой срез, максимальным оказалось падение ПИИ в недвижимость — на те же 71%. Единственная страна региона, где инвестиции выросли, — Словакия.
Падение ПИИ в Россию не выделяется на фоне общерегиональных темпов — на 48%. В основном падение пришлось на сектор недвижимости и добычу полезных ископаемых: перед кризисом на них приходилась половина полученных Россией инвестиций. «Значимого поступления капитала в эти сектора в течение 2009 г. отмечено не было», — пишет коллектив экономистов PwC под руководством Яэля Селфина.
Спад инвестиций в Польше, второй после России стране по объему ПИИ в Восточной Европе, составил 58%. Ее инвестиционный контур напоминает российский: больше половины польских ПИИ приходилось на нефть, газ, уголь, недвижимость и финансовый сектор. Хотя польской экономике удалось избежать рецессии, ПИИ в польский финансовый сектор упали на 86%, в добычу — на 74%, а в недвижимость — на 67%.
Гораздо меньшим (на 19%) был спад ПИИ в Чехии — третьей по привлекательности для иностранных инвестиций стране в регионе. В 2008 Чехия привлекла инвестиции автомобильных концернов — Daimler, Volkswagen и Peugeot-Citroen (всего $1 миллиард). Шли до кризиса инвестиции и в недвижимость, и в разработку альтернативных источников энергии. В чешскую «зеленую» энергетику активно вкладывались японские Japan Wind Development и Itochu.
Сильнее всего упали ПИИ в Латвию и Словению — на 70—71%. Но в этих странах и прежде объем ПИИ был крайне невелик, и в основном приходился на вложения в недвижимость. Сейчас, когда цены на недвижимость в Латвии сильно упали, инвестиции в нее снова становятся привлекательными.
А единственной в Восточной Европе страной, где ПИИ выросли (на 55%), оказалась Словакия. Весь прирост обеспечили инвестиции компании TriGranit в словацкую недвижимость ($2,3 млрд).
Отраслевое распределение
Из отраслей, значимых для иностранных ПИИ, рост в 2009 г. был отмечен только в «зеленой энергетике». Эти инвестиции, в 2003—2009 гг. составлявшие 6% от полученных регионом, в 2009 выросли почти на треть.
До сих пор главной приманкой для иностранных инвесторов были в Восточной Европе недвижимость (25% всех инвестиций за 2003—2009 гг.) и добывающая промышленность (13%). В 2009-м инвестиции в недвижимость упали на 71%, а в добычу — на 52%. Из других отраслей наименьшим оказалось падение в пищевой и табачной промышленности, в гостиницы и туристический сектор. А инвестиции в коммуникации и производство электронных компонентов даже выросли. В 2,7 раз выросли инвестиции в химический сектор — в основном, за счет $1-миллиардных вложений Mitsubishi в России.
А вот ПИИ в большинство других секторов снизились на 40—70%.
Факторы роста
Чтобы спрогнозировать, насколько быстрым будет восстановление ПИИ в Восточной Европе, экономисты PwC проверили их зависимость от различных экономических переменных в разных странах региона. В целом в 1997—2008 г. ПИИ в регионе составили 4% ВВП. Наиболее зависим рост экономики от ПИИ в Болгарии, Эстонии и Сербии, наименее — в Словении и России.
Приток ПИИ, подсчитал PwC, тем выше, чем больше в стране подушевой доход, чем ниже заработная плата в промышленности, ниже премия за кредитный риск и ближе членство в ЕС. Кредитные риски PwС измерял, сравнивая доходность гособлигаций страны с доходностью «безрисковых» гособлигаций США (с учетом рейтинга страны). Доходы населения и зарплаты в промышленности влияют на ПИИ с двухлетним лагом, что PwC объясняет длительностью принятия решений о строительстве новых производств.
Даже при отсутствии мирового экономического кризиса иностранные инвестиции в ЦВЕ в 2009 упали бы, показала построенная на основании этих факторов прогнозная модель. Спад был бы вызван резким ростом зарплат восточноевропейских рабочих в 2008. Рецессия лишь усилила наметившуюся и без того тенденцию, повысив риски инвестирования в ЦВЕ и сократив доходы населения.
Чтобы составить прогноз на более длительный срок, PwC выявили специфичные для каждой страны неизменные инвестиционные константы. Они обусловлены связями страны-получателя со страной-источником инвестиций, культурными традициями и нормами и т. д.
В случае большинства стран эти константы не оказывают влияния на предпочтения иностранных инвесторов, складывающиеся в силу перечисленных выше четырех экономических факторов. Но в нескольких странах такое влияние есть: в Болгарии, Хорватии, Сербии и Украине — сильное позитивное. То есть иностранные инвестиции в этих странах заметно выше, чем должны были бы быть, если исходить из экономических факторов.
Наиболее сильно отрицательное влияние культурных констант в Латвии и Литве. Эти страны — члены ЕС, у них невысокие зарплаты в промышленности, а до кризиса был небольшим и инвестиционный риск. Прибалтийские страны должны были бы получать больше инвестиций (в отношении к ВВП), чем другие восточноевропейские страны, а получали примерно столько же. Несколько слабее негативное влияние констант в Чехии. В России влияние тоже негативное, но не слишком сильное.
Три сценария восстановления
Определив основные факторы, влияющие на прирост ПИИ, эксперты PwC сделали прогноз на 2010—2014 гг. Ниже уровня 2009-го ($77 млрд) объем иностранных инвестиций уже не упадет. Дальнейшее развитие событий определят в основном два фактора — темпы роста зарплат и снижения инвестиционных рисков в регионе. В зависимости от сочетания этих двух факторов выделяются три сценария.
1. Наиболее вероятный сценарий: страновые риски постепенно снижаются, зарплаты растут в номинальном выражении в соответствии с ростом ВВП. К 2014 году риски должны вернуться к докризисному уровню. В этом случае ПИИ, скакнув в 2011, в остальные годы будут расти очень плавно, к 2014 достигнув $172 млрд. Докризисный уровень будет преодолен годом раньше.
2. Второй сценарий подразумевает такой же рост зарплат, но кредитные риски по сравнению с 2009 сначала растут, и только потом медленно снижаются. В этом случае уровень 2008 в предстоящую пятилетку останется недосягаемым, к ее концу ПИИ составят всего $147 млрд.
3. Последний сценарий основан на предположении, что риски снизятся, как в первом сценарии, а вот рост зарплат удастся сдержать (они будут расти вровень с инфляцией, но медленнее ВВП). Только такое сочетание факторов позволяет повторить взрывной рост инвестиций, наблюдавшийся в 2003—2007. Уже в 2012 ПИИ превысят докризисный уровень, а в 2014 достигнут $234 млрд.
Любопытно, что экономисты PwC рассматривают сценарий, когда темп роста ВВП превышает инфляцию. В России до сих пор было наоборот, но обычно в развивающихся странах цены растут медленнее экономики.
Долги вперед инвестиций
Конечно, перед кризисом иностранные инвестиции в Россию росли очень быстро. Но долги увеличивались еще быстрее. Сейчас история может повториться: долговые рынки уже оживают. И провести иностранное IPO планируют многие из компаний, на чьем пути за деньгами иностранных инвесторов встал кризис. Но едва ли ПИИ будут восстанавливаться так же быстро.
И это зависит не только от принимающей стороны (значимых улучшений в российском инвестиционном климате за последние два года не произошло). Ведь важно и состояние самих инвесторов. Финансовые инвесторы — потенциальные покупатели акций и облигаций — конечно, не могут пожаловаться на свое состояние. Им помогли низкие ставки нацбанков и вливания денежной ликвидности. Компании из реального сектора не могут этим похвастаться. Так, американские и европейские автозаводы свободными средствами для инвестиций сейчас явно не располагают.
Видимо, в основном
Борис ГРОЗОВСКИЙ, Анна РАЗИНЦЕВА