В выходные в Пекине завершилась ежегодная сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — высшего законодательного органа КНР. Одной из главных тем сессии неожиданно стали отношения Китая с США. Пекин дал понять Вашингтону, что не намерен идти на уступки ни по одному из спорных вопросов. Это означает, что уже в апреле может последовать новый виток американо-китайской торговой войны.
До недавнего времени сессии ВСНП, которые проходят раз в год в помпезном Доме народных собраний на площади Тяньаньмэнь, пользовались репутацией мероприятий «для внутреннего потребления», хотя формально каждая сессия — едва ли не самое важное событие в календаре политической жизни Китая. Ведь фактически сессия ВСНП — это придание силы закона важнейшим решениям, уже принятым партийными бонзами в узком кругу, а также мощная кампания в поддержку этих решений в СМИ. Около 3 тыс. делегатов собираются в Пекине на две недели: обсуждают различные законопроекты, а затем дружно их утверждают, что получает высокую оценку в передовицах «Жэньминь жибао». Этим работа ВСНП резко отличается от закрытых заседаний пленума ЦК Компартии Китая (КПК), которые всегда окружены завесой секретности.
Однако нынешняя сессия ВСНП вызвала неподдельный интерес в других странах — мировые СМИ наперебой цитировали отчетный доклад, с которым на первом заседании выступал премьер Вэнь Цзябао. Неожиданный глобальный интерес к ВСНП китайские эксперты объясняют успехами Поднебесной в деле преодоления мирового кризиса. В то время как политики по всему миру докладывают о темпах падения своих экономик, премьер Вэнь отчитался о росте ВВП в 2009 году на 8,7%. А в докладе, который был одобрен ВСНП и вчера опубликован агентством «Синьхуа», перед китайской экономикой ставятся новые, не менее амбициозные задачи — в этом году она должна вырасти на 8% при инфляции не более 3%. Кроме того, в выходные делегаты приняли бюджет на этот год, а также поправки к закону о выборах, уравнивающие городских и сельских избирателей при голосовании в советы народных представителей.
Несмотря на столь заметные внутрикитайские новости, состоявшаяся в воскресенье итоговая пресс-конференция Вэнь Цзябао (китайский премьер общается со СМИ только раз в год) была в основном посвящена внешней политике, а именно — отношениям Китая с США. На фоне первого серьезного кризиса в отношениях Пекина и Вашингтона с момента прихода к власти в США команды Барака Обамы этот вопрос живо обсуждался и делегатами ВСНП, и СМИ. Так что свое общение с журналистами премьер использовал для того, чтобы обозначить официальную позицию китайского руководства.
«Ответственность за серьезное ухудшение американо-китайских отношений лежит не на КНР, а на США»,— сразу обозначил виновных Вэнь Цзябао. Он жестко раскритиковал Вашингтон за решение продать Тайваню крупную партию американского оружия, а также за недавнюю встречу Барака Обамы с далай-ламой («Ъ» писал о ней 19 февраля). Но главной мишенью критики премьера стали требования США к Китаю повысить обменный курс юаня. Вэнь Цзябао заявил, что «курс юаня не занижен» и вообще «политика в отношении курса валюты является внутренним делом каждого государства».
Особенно резко премьер прошелся по выступлению Барака Обамы в минувший четверг, которое было посвящено планам увеличения американского экспорта — в нем хозяин Белого дома призвал Пекин «определять курс валюты более рыночным способом, что помогло бы устранить дисбалансы в мировой торговле» (дефицит США во внешней торговле с КНР составляет $225 млрд). Вэнь Цзябао посоветовал американскому лидеру «активнее работать над улучшением положения в собственных финансах, а не тыкать пальцем в других». «Желание нарастить свой экспорт похвально, но я не понимаю, когда этой цели стараются добиться, занижая курс своей валюты и принуждая других повысить курс их валюты. Это называется торговым протекционизмом»,— заявил он. После этого премьер Вэнь сообщил, что Пекин, в свою очередь, крайне обеспокоен обесценением американской валюты — ведь львиную долю своих резервов Пекин держит именно в долларовых активах ($800 млрд из $2,3 трлн инвестированы в казначейские облигации США).
Весьма обстоятельно премьер высказался и по поводу ситуации с компанией Google, которая в январе перестала фильтровать запросы в китайской версии своего поисковика и пригрозила покинуть китайский рынок. Вэнь Цзябао заявил, что все иностранные компании должны работать в Поднебесной в соответствии с законодательством КНР, а инвестиционный климат в КНР за последний год вовсе не ухудшился, несмотря на дело Google. Кстати, вчера The Financial Times со ссылкой на источник, близкий к переговорам Google c властями КНР, сообщила, что диалог зашел в тупик и компания почти со 100-процентной вероятностью уйдет из Китая. «Переговоры идут крайне сложно. На наши требования соответствовать китайскому законодательству компания не соглашается, требуя для себя особых условий»,— подтвердил собеседник «Ъ» в пресс-канцелярии госсовета.
Жесткая риторика премьера КНР продемонстрировала, что на уступки США Китай идти не собирается. Это означает, что вскоре между Пекином и Вашингтоном может начаться очередной виток торговой войны. Дело в том, что 15 апреля казначейство США должно опубликовать доклад о валютной политике стран мира. Если в этом документе Китай будет обозначен как «манипулятор валютным курсом», конгресс может принять новые законы, вводящие новые заградительные пошлины против китайских товаров.
Это особенно вероятно в свете надвигающихся ноябрьских выборов в конгресс, которые могут стать для демократов решающими: в последнее время они терпят на выборах в отдельных штатах одно поражение за другим, и личное обаяние президента Обамы дело уже не спасает. Китай может стать для избирательной кампании темой номер один — именно китайцев, готовых работать за $100 в месяц, многие в США считают истинными виновниками экономических трудностей в Америке. «Эта ситуация делает Китай легкой мишенью для кандидатов. Такой же, как в 1980-1990-е годы была Япония»,— считает президент Тихоокеанского форума при фонде CSIS Ральф Коса. Неудивительно, что республиканцы и демократы США уже начали соревноваться в антикитайской риторике.
Кстати, в последнее время США и Китай стали принимать в отношении друг друга меры, которые еще недавно казались совершенно невозможными. Например, с декабря прошлого года Пекин начал постепенно сбрасывать гособлигации США (см. «Ъ» от 19 февраля). А американские производители начали постепенно выводить производства из КНР: например, General Electric объявила, что в следующем году переведет производство водонагревателей из Поднебесной в Кентукки. Фактически на такую возможность еще в феврале намекал министр США по торговле Гэри Локке, призывая КНР не портить отношения с Вашингтоном. Тогда подобные угрозы воспринимались как абсолютно нереализуемые.
Александр ГАБУЕВ