2009 год банкиры пережили легче, чем ожидалось: многим удалось не только сохранить бизнес, но и заработать.
Большинство экспертов сходятся во мнении: 2009 год не стал для банков катастрофическим. Банковская система выстояла. Обэтом свидетельствует и малое количество «жертв»: в прошлом году было отозвано 44 лицензии, еще три банка самоликвидировались, а восемь присоединились к
Активы банковского сектора продолжали расти, пусть и не такими впечатляющими темпами, как в благополучные годы. И если в 2008 году совокупные активы кредитных учреждений выросли на 39,2% до 29,022 трлн рублей, то в 2009 году прирост составил скромные 5,02%, и к 1 января 2010 года акти-вы достигли 29,43 трлн рублей. Правда, надо признать, что рост в основном обеспечили крупнейшие банки страны, пользующиеся поддержкой государства: если на 1 января 2009 года в top-5 российских банков было сосредоточено 46,2% всех активов банковского сектора, то к 1 января 2010-го их доля подросла до 47,9%. И тем не менее факт остается фактом: катастрофы не произошло, рост банковского сектора не остановился.
Деньги нашлись
Проблема поиска источников фондирования к концу минувшего года в значительной мере утратила остроту. «В 2009 году были решены такие проблемы, как изоляция от внешних рынков, закрытие РЕПО и межбанковского кредитования», — говорит Александр Попов, председатель правления банка МФК. В конце 2008 года финансисты в поисках средств буквально хватались за любую соломинку. А уже 7 декабря 2009 года впервые после начала кризиса не состоялся беззалоговый аукцион ЦБ по размещению денег на полгода. Чуть позже никто не взял средства, предложенные регулятором и на год. Да и в целом в последние месяцы 2009 года банки брали не все деньги, которые государство готово было им предоставить, а ведь в разгар кризиса спрос сильно превышал предложение.
В 2008 году кредитные учреждения активно использовали и другой инструмент — вклады населения. В небольших банках, находившихся в тяжелом положении, ставки по депозитам доходили до 22—23% годовых в рублях, за ними двигались и другие участники рынка, желавшие привлечь деньги граждан. «В 2010—2011 годах банкам еще придется решать проблему: слишком дорогие депозиты, привлеченные в 2009 году, будут «давить» на ставки по кредитам», — считает Игорь Буланцев, председатель правления Нордеа Банка. Подъем ставок по депозитам был столь резким, что вызвал беспокойство у ЦБ, попытавшегося «охладить» рынок. Сначала Банк России пытался увещевать финансистов, но затем, в июле 2009 года, перешел к «силовым методам». Теперь каждые 10 дней публикуется средняя максимальная ставка, рассчитанная на основании ставок десяти крупнейших российских банков. И если в первой декаде июля средняя ставка «крупняка» равнялась 14,85% годовых, то к последней декаде декабря она упала до 13,18%. Изначально всем участникам рынка «не рекомендовалось» превышать эту ставку на 2 процентных пункта, потом разрыв сократили до 1,5%. То есть еще летом небольшие банки могли обеспечить своим клиентам законную доходность в 16,85% годовых, а в конце года «потолок» зафиксировался на уровне 14,68%. И хотя меры ЦБ носят рекомендательный характер, фактически ограничение является директивным: все нарушители получают письма из местных территориальных управлений регулятора с настоятельной просьбой снизить доходность по депозитам.
Но вся эта борьба вокруг ставок не отменяет того важного факта, что в период кризиса население поддержало кредитные организации своими средствами. Весь год россияне активно несли деньги в банки, причем не только в надежные государственные, но и в мелкие структуры. В итоге за 2009 год объем депозитов вырос на 26,7% и к 1 января составил 7,485 трлн рублей. Причем рост шел и в декабре, когда ставки уже упали: люди понимали, что доходность будет и далее снижаться, а потому старались успеть заключить договор. Особенно часто граждане пользовались открытыми ранее пополняемыми вкладами: ставки по ним устанавливаются на весь срок договора, так что дополнительные суммы можно было разместить под прежний привлекательный процент.
Ссудите сами
Однако хотя банкам и удалось в целом решить проблемы с ликвидностью, кредиты доступней от этого не стали. С трудом получали ссуды и частные лица, и бизнес. «Компенсируя сокращение прибыли, банки пересматривали тарифы и увеличивали процентные ставки», — отмечает Игорь Буланцев. В течение 2009 года стоимость займов снижалась, но все равно она остается достаточно высокой. По данным ЦБ, в январе 2009-го средняя ставка по кредитам нефинансовым организациям составила 17,4% в рублях, в декабре — 13,6%. Немного снизились и ставки по ипотеке для физлиц: по данным компании «КредитМарт», ставка по ссудам в рублях в январе 2009 года составила 18,22% годовых, а в декабре — 17,58%. Однако доступней ипотека не стала: по сравнению с докризисным временем ужесточились требования к заемщикам, а потому деньги получали далеко не все желающие, плюс увеличился размер первоначального взноса, который заемщик должен сделать за счет собственных средств. Такая же ситуация наблюдалась и в других сегментах розничного креди-тования.
В результате за год портфель кредитов физлицам сократился на 11% до 3,574 трлн рублей, а объем кредитов нефинансовым организациям вырос всего на 0,3%, до 12,542 трлн рублей, несмотря на призывы властей активнее давать деньги реальному сектору.
Одновременно ухудшалась ситуация с просрочкой: по нефинансовому портфелю на 1 января 2010 года она выросла почти в три раза, до 6%, по физлицам — почти в два раза, до 6,8%. Впрочем, масштабы проблемы куда серьезнее, считают эксперты. Зачастую заем проблемного должника реструктуризируется, например, за счет удлинения срока кредитования или рефинансируется, что лишь оттягивает списание безнадежного долга. По словам одного из опрошенных «Профилем» банкиров, реальная доля проблемных и безнадежных ссуд на конец года составила 9,5% объема всего кредитного портфеля.
Рост просрочки неизбежно привел к увеличению размера резервов на возможные потери, которые формируются за счет прибыли. «Резервы надо было увеличивать, а банкам тяжелее стало поддерживать требования обязательных нормативов ЦБ», — комментирует ситуацию Игорь Буланцев. В целом по банковской системе объем резервов в 2009 году вырос почти в два раза — с 1,022 трлн до 2,051 трлн рублей.
Валюта им поможет
Впрочем, несмотря на резкое свертывание кредитования и начисление больших резервов за счет прибыли, многим банкам удалось неплохо заработать. По итогам 2009 года совокупная прибыль банковского сектора составила 205 млрд рублей (это почти в два раза меньше, чем в 2008 году). Отказавшись от активного кредитования, банки сделали ставку на операции с валютой (
Что касается классического банкинга, то здесь процентные доходы были замещены комиссионными: банки, потеряв возможность зарабатывать на кредитах, переключились на взимание штрафов и пеней за просрочку, комиссий за обслуживание счетов и снятие наличных и т. д. Смекалка не подвела. Сказалось на доходах и изъятие средств из «заначки»: многие банки, реструктуризировав часть плохих долгов, ближе к концу года стали «распаковывать» свои резервы для компенсации возможных потерь, тем самым восстанавливая прибыль. Так что в новый год российские банкиры вступили в хоро-шем расположении духа.
Екатерина БЕЛКИНА, Инесса ПАПЕРНАЯ