Участники российского рынка электронных платежей отмечают, что этот сравнительно новый способ расчета приобретает массовый характер за счет расширения числа предоставляемых услуг. Проблема же его в том, что до сих пор правовой статус электронных платежей не отрегулирован законодательно.
Во вторник, 16 марта, представители российского рынка электронных платежей впервые опубликовали статистику по своей отрасли. Как подсчитали в Ассоциации «Электронные деньги» (АЭД), в 2009 году «электронными кошельками» воспользовались порядка 20 млн. россиян, а суммарный оборот отрасли превысил 40 млрд. руб.
Новый рынок
Рынок электронных платежей включает в себя предоставление услуг по платежам через интернет-системы, с помощью «мобильных кошельков» и через платежные терминалы.
Интернет-кошельки толще мобильных кошельков
Самым крупным по обороту, но при этом достаточно небольшим по количеству пользователей оказался сегмент интернет-платежей — число активных аккаунтов здесь составило только 2,3 млн, зато оборот достиг 17 млрд руб. Здесь доминируют две компании — «Яндекс.Деньги» и WebMoney, которые вместе контролируют 90% рынка. В «Яндексе» насчитывается болеее 1,2 млн активных аккаунтов, в WebMoney — около 1 млн. Обе компании показали рост по денежному обороту в 40%.
Гораздо большее количество граждан пользуются услугой электронных платежей в мобильных телефонах — аудитория этого сегмента составляет 15 млн человек, но объем сделок здесь гораздо ниже. В 2009 году он составил всего 8 млрд руб. Крупнейшие игроки этого рынка — компании i-Free, A1, Инфон, Инкор-медиа.
Отдельно следует отметить платежный сервис QIWI, который работает практически во всех сегментах, предлагая услуги мобильных, «терминальных» и интернет-платежей. В 2009 году число пользователей превысило 6 млн. человек, которые провели платежи на сумму более 11 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее.
Электронные платежи становятся массовыми
Игроки рынка отмечают, что в 2009 года значительно увеличился спектр товаров и услуг, расплачиваться за которые стали с помощью электронных денег. К платежам за мобильную связь, доступ в Интернет, услуги ЖКХ, оплате товаров из онлайн-магазинов прибавились покупка авиа- и железнодорожных билетов в электронном виде. Кроме этого, электронные платежи постепенно интегрируются с банковскими сервисами.
По мнению председателя Совета АЭД Виктора Достова, важным фактором, который стимулировал развитие отрасли, стали изменения в законодательстве. В частности, были приняты Федеральные законы № 103 («О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами») и № 120 («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»»). Положительную поль сыграла и работа над проектом Национальной платежной системы, полагают в АЭД.
Ориентир на Европу, а не Украину
Однако, стоит отметить, что понятие «электронные деньги» до сих пор не закреплено законодательно, хотя работа над таким законом уже начата.
Слишком жесткие требования способны задушить рынок. Например, на Украине, где эмитентом электронных денег может выступать только банк и требуется 100-процентное резервирование эмиссии, компании не спешат получать специализированные лицензии.
Павел ЛЕБЕДЕВ