Банк «Россия» вчера официально признал, что Геннадий Тимченко является его акционером и владеет 9,577% акций банка через компанию «Трансойл СНГ». Это следует из второго, уточненного списка бенефициаров-физических лиц банка, размещенного на его сайте. Ранее банк уже раскрывал структуру своих собственников, однако господина Тимченко среди них не было. Исходя из подхода Банка России к раскрытию информации о бенефициарах, банк имел право не уточнять доли акционеров. Раскрытие информации могло понадобиться самому господину Тимченко, полагают эксперты.
Вчера санкт-петербургский банк «Россия», контролируемый Юрием Ковальчуком, официально признал, что одним из его акционеров является Геннадий Тимченко, совладелец нефтетрейдера Gunvor, «Новатэка», «Стройтрансгаза». Господин Тимченко является бенефициаром люксембургской Maples S. A., контролирующей ООО «Трансойл СНГ», которой принадлежит 9,577% голосующих акций банка «Россия».
Ранее участники рынка лишь предполагали, что структуры Геннадия Тимченко являются крупнейшими совладельцами двух компаний с похожими названиями, зарегистрированных в Петербурге,— ООО «Трансойл» и ООО «Трансойл СНГ». «Трансойл» — крупнейший в России оператор железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов, его ключевые клиенты -«Сургутнефтегаз» и «Роснефть». 66,6% акций «Трансойла» принадлежит кипрской Viewcall Holdings Ltd, которая считается аффилированной с господином Тимченко, остальное — Saint Augustus Investments Ltd, подконтрольной акционерам группы «Н-Транс». По данным отчетности газовой компании «Новатэк» (господин Тимченко ее крупнейший акционер), Геннадий Тимченко с 2001 года также занимал пост председателя совета директоров «Трансойла». ООО «Трансойл СНГ» никогда не было напрямую связано с железнодорожным «Трансойлом». Единственное, что было известно про компанию,— владение 9,577% акций банка «Россия», по неофициальной информации — в интересах господина Тимченко.
Вчера банк подтвердил эту информацию, опубликовав на своем сайте второй, уточненный список бенефициаров банка. Напомним, ЦБ обязал российские банки, входящие в систему страхования вкладов, с конца декабря 2009 года раскрывать информацию о лицах, оказывающих существенное влияние на их деятельность. Первый вариант списка банк «Россия» опубликовал в январе, но в нем были перечислены как физические лица, так и компании, напрямую владеющие акциями кредитной организации.
Крупнейшим акционером банка является Юрий Ковальчук (30,4% голосующих акций), кроме того, через НП «Поддержка предпринимательских инициатив» ему принадлежит еще 3% голосующих акций банка. Николай Шамалов и Дмитрий Горелов владеют по 12,6%. Доля «Севергрупп» Алексея Мордашова −7,18% голосующих акций, дочерней инвесткомпании банка «Аброс» — 6%, народного артиста РФ и крестного отца старшей дочери Владимира Путина Сергея Ролдугина — 3,9% акций. По 3,17% голосующих акций у Андрея Каткова и Евгения Малова.
Примечательно, что банк не обязан был раскрывать информацию столь подробно. «Собственник оказывает существенное влияние на банк и сведения о нем подлежат раскрытию, если он прямо или косвенно владеет 20 или более процентов акций (долей) банка, — говорит директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. — В отдельных случаях мы требуем от банков раскрывать конечных бенефициаров, которые стоят за компаниями, владеющими меньшими пакетами, например, в равных долях — в этом случае тоже можно говорить о существенном влиянии». «Если банк раскрыл бенефициаров с меньшими долями в акционерном капитале, значит, считает, что они оказывают существенное влияние, и такой подход к раскрытию информации можно только приветствовать»,— резюмирует он.
Бизнес-цели, которым бы могло способствовать более подробное раскрытие бенефициаров, тут неочевидны, говорит директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов. Банк «Россия» готовит сделку по покупке Газэнергопромбанка (см. «Ъ» от 2 марта), но это вряд ли может быть причиной стремления к такому уровню прозрачности. Впрочем, замечает директор московского офиса консалтинговой компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк, инициатива раскрытия могла исходить не от банка, а от бенефициаров. «Возможно, у господина Тимченко есть свои интересы: обычно владельцы заинтересованы в раскрытии информации о своих активах в случае, если планируют привлечение финансирования для какого-либо из них»,— заключает он. Вчера в банке не смогли объяснить, что заставило его акционеров раскрыть информацию в большем объеме, чем требуется.
Наталия БИЯНОВА, Петр МИРОНЕНКО, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА