В НАФИ отмечают, что кризис подтолкнул граждан повышать свою финансовую грамотность. По сравнению с июнем 2008 года в феврале текущего года доля россиян, считающих себя финансово грамотными, увеличилась на 20 процентных пунктов. На сегодняшний день 22% респондентов оценивают свои знания как хорошие, 44% — как удовлетворительные. Более грамотными россияне стали и в выборе финансовых услуг: если в июне 2008 года 40% респондентов никогда не сравнивали условия услуг перед их приобретением, то в феврале 2010-го таковых оказалось всего 16%.
Вместе с тем данные опроса НАФИ говорят о том, что кризис несколько дезориентировал граждан. Например, если до кризиса в 2008 году всего 20% респондентов считали, что ПИФы, ОФБУ и депозиты под 12% годовых — это финансовые пирамиды, то в феврале 2010-го так думали уже около 30%. Причем затруднившихся с ответом на вопрос, что из перечисленных продуктов считать пирамидой, также стало больше: их доля выросла с 26 до 31%.
Распознает же финансовую пирамиду по-прежнему только четверть россиян — 26% дают правильный ответ на этот вопрос: финансовая организация, обещающая 35-процентный рост вложений через год и гарантирующая возврат инвестиций.
Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ