Международные рейтинговые агентства корректируют прогнозы относительно падения качества российских банковских активов. Так, если раньше Moodys ожидало роста доли проблемных кредитов до 30% к середине 2010 года, то сейчас — 25% до конца года, при том что текущий уровень — 20%. Агентства ссылаются на улучшение макроэкономической ситуации, эксперты указывают, что на самом деле доля проблемных кредитов еще меньше, и даже наиболее консервативное S&P ожидает постепенного улучшения ситуации.
Вслед за Банком России международные рейтинговые агентства начали менять прогнозы относительно российской банковской системы. В прошлом году международное агентство Moodys ожидало, что доля проблемных кредитов (к ним компания относит просроченные свыше 90 дней кредиты и реструктурированные ссуды) к середине 2010 года может вырасти до 30%. Сейчас агентство оценивает ситуацию оптимистичнее, сообщили вчера на встрече с журналистами аналитики Moodys. «Доля проблемных кредитов сейчас находится на уровне 20% и может вырасти до 25% в этом году»,— заявил аналитик Moodys Евгений Тарзиманов.
«Банки более активно, чем мы рассчитывали, сокращают объем проблемных долгов за счет улучшения платежеспособности заемщиков»,— объяснил изменение прогноза господин Тарзиманов. О том, что компании, в период тотального дефицита ликвидности набравшие кредитов под 20—25% годовых, во второй половине 2009 года начали досрочно погашать задолженность, «Ъ» писал 25 января. Так например, ВТБ в 2009 году выдал кредитов на 4,6 трлн руб., приняв в счет погашения 4,58 трлн руб. «Кроме того, мы ожидали худшего сценария по макроэкономическим показателям, таким как цена на нефть и устойчивость рубля»,— признает он. За последние полгода рубль укрепился к евро на 10,5%, а к доллару — на 3%, цена Urals выросла на 12,5%.
«Наш негативный сценарий с ростом плохих долгов до 35—40% не сбылся, банки смогли существенно укрепить свою капитализацию за счет прибыли и дополнительных вливаний капитала,— соглашается старший директор агентства Fitch ratings Александр Данилов.— Поэтому в начале марта мы поставили рейтинги большинства российских частных банков на пересмотр с возможностью их повышения в ближайшие три месяца».
Лишь Standard&Poor`s продолжает настаивать на пессимистическом сценарии. В середине прошлого года именно оценка S&P была самой катастрофичной — рост проблемных кредитов до 40%. «Мы видим, что 40% уже достигнуто, если учитывать и просроченные кредиты (свыше 90 дней), и реструктурированные»,— говорит директор парижского офиса S&P Екатерина Трофимова, уточняя, что это пиковое значение, и со второй половины 2010 года S&P ожидает постепенного снижения этого показателя.
«Важен только реальный объем потерь по кредитам, а его мы оцениваем на уровне 7—8% от кредитного портфеля»,— говорит гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников, отмечая, что методика ЦБ при прогнозировании на период до года дает более адекватные оценки. В отличие от рейтинговых агентств ЦБ строит свои прогнозы, опираясь на отчетность по российским, а не международным стандартам. Разница в том, что по МСФО просроченным считается все тело кредита, но после 90 дней, а по РСБУ — только просроченный транш, но начиная с первого дня. По данным ЦБ, доля просроченных кредитов в феврале достигла 6,18% в корпоративном секторе, в розничном — 7,31%. К середине 2010 года ЦБ ожидает рост доли просроченных кредитов до 9—11%, что вдвое ниже даже самых оптимистичных оценок рейтинговых агентств. «При этом стандарты РСБУ более жесткие по резервированию,— уточняет руководитель департамента корпоративных клиентов Юникредит банка Алексей Гренков.— Ссуда может быть переведена в более рискованную категорию по формальным признакам, и по ней нужно сразу же доначислить резервы, в то время как по МСФО банк формирует резервы исходя из мотивированного суждения, и это дает ему больше пространства для маневров».
Юлия ЛОКШИНА