Идея модернизации постепенно поглощает все больше и больше отраслей экономики. Лампы накаливания, которые сначала требовалось заменить на энергосберегающие, а потом на светодиодные, конечно, были первой ласточкой. Дальше будет тяжелее. Всем, в том числе и банкам. Счетная палата, как стало известно Slon.ru, в 2010 году собирается проверить банки, получившие средства господдержки, на предмет кредитования модернизации. Эту информацию подтвердил аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд.
В прошлом году аудиторы уже проверяли банки, получившие госпомощь, на предмет эффективности использования государственных средства, в частности, для кредитования реального сектора. Но тогда было проще: банкам сказали — надо выдавать кредиты реальному сектору. Причем сказали в жесткой форме: премьер-министр Владимир Путин пообещал лишить отпуска первых лиц госбанков до тех пор, пока они не нарастят портфель кредитов. С модернизацией несколько сложнее: задачу кредитовать именно ее никто пока не ставил. И Валерий Горегляд это признает, уточняя, что никаких санкций к банкам по результатам этой проверки применяться не будет, именно потому, что задания кредитовать модернизацию не было. «Мы просто оценим текущую ситуацию, — уверяет он. — Мы проанализируем деятельность банков на основании отчетности, контрактов, кредитных договоров и оценим, какая часть средств пошла на модернизацию экономики».
Техническая возможность проверить это у Счетной палаты есть. По словам руководителя отдела по предоставлению услуг финансовым учреждениям PricewaterhouseCoopers Екатерины Лазориной, в стандартную аудиторскую проверку такая деятельность не входит, но в рамках специальной она вполне может быть проведена: для этого придется анализировать не только компании, которым были выданы кредиты, но и изучать цели кредитования. Банкиры не очень понимают, как можно проверить кредитование именно модернизации, и чем оно отличается от выдачи кредитов, например, на обновление основных фондов, но Счетной палате видней. «Пока мы не получали запроса от Счетной палаты, поэтому крайне сложно понять что подпадает под понятие модернизация экономики, — сообщили Slon.ru в банке ВТБ ,— Общий объем кредитов, предоставленных экономике банками группы ВТБ за 2009 год, составил порядка 2 трлн руб».
Депутат Госдумы и президент Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков замечает, что цели кредитования не отражаются однозначно в договорах, поэтому сложно сделать вывод о том, были ли они потрачены на модернизацию. Большая часть займов выдавалась банками на пополнение оборотных средств — можно ли считать это кредитованием модернизации, опять не ясно. Если деньги получила компания, выпускающая люминисцентные лампы — это модернизация? Видимо, да. А если нефтяная компания на обновление оборудования? Уже может статься, что и нет. А если нефтяная компания, да на пополнение оборотных средств — точно нет. А вдруг она их использовала на выплату зарплаты сотрудникам, разрабатывающим новое уникальное оборудование? Модернизация — понятие не из лексикона банкиров и не из терминологии кредитных договоров.
Нельзя, правда, исключать, что государство решит поставить перед банками задачу кредитовать модернизацию, и даже определит обязательные нормативы. Но сначала придется определиться с понятием «модернизация» в применении к банковской сфере. Недаром в этом году авторы исследования «Банковские риски в России 2010» — PricewaterhouseCoopers и Центр по изучению финансовых инноваций — обнаружили новую фобию банкиров: риск политического вмешательства.
В целом, история с этой проверкой выглядит надуманной и политической. Можно легко представить, как будет выглядеть проверка. Аудитору покажут ряд договоров о кредитовании предприятий, работающих в одной из пяти приоритетных отраслей экономики, названных президентом: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии с уклоном в телекоммуникации, медицинские технологии и стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения. Он внесет цифры в отчет. В итоге Счетная палата отчитается о проведенной проверке и назовет суммы, потраченные на модернизацию. На что они были потрачены в реальности никто так и не узнает. Но это ведь и не так важно. Гораздо важнее, что поменялся политический ветер, и теперь мало просто контролировать кредитование реального сектора.
Елена ТОФАНЮК, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА