Недавно в отделении одного крупного банка произошел неприятнейший эпизод. Пожилой человек поинтересовался, есть ли у него шанс вернуть деньги, которые еще недавно лежали во вкладе. «Почти нет» — ответ был честным. Он утер слезы и ушел, без скандалов. Только заявление оставил в службу безопасности. Из него эсбэшники узнают, что пенсионер однажды получил письмо от «органов социальной защиты». Эти органы предлагали перевести сбережения на указанный счет и обещали вернуть в утроенном размере. Человек поверил, перевел, осмыслил, но опоздал. Потерял около 300 тыс. рублей. Не надо упрекать старика — все всё понимают. Прожив десятилетия в нашем бумажном государстве, он привык верить написанному на бланке.
Можно иронизировать: мол, в стране, где учение о бесплатном сыре активно копит эмпирику, мультик про потребкредиты (см. сайт ЦБ) выглядит как кино не для всех. Или задуматься о перечислении $100 млн, запроектированных под повышение финансовой грамотности, в некий компенсационный фонд. Но ирония здесь неуместна, а патернализм вреден. Многие эффективные меры не стоят ничего или почти ничего. Например, в иных банках внутренние инструкции обязывают сотрудников интересоваться причинами досрочного закрытия вкладов. Кому вопрос кажется нескромным, пусть промолчат, ну а человек доверчивый, скорее всего, предъявит письмо из «собеса». И в этот момент
Вообще «бумажность» страны могла бы в большей степени ограничивать мошенников в их изысканиях. Обязательная идентификация владельцев счетов почему-то не мешает использовать банковскую систему для отъема денег. Несмотря на массу положений, указаний, инструкций, она остается уязвимой перед, казалось бы, простейшими приемами взлома. Даже из ЦБ однажды пропал миллиард ПФР. Правда, эти деньги быстро нашли и вернули. Но у пенсионера шансов «почти нет». Вряд ли он получит обратно свои 300 тысяч, проще сказать «сам виноват».
Кстати, о финансовой грамотности. Ликбезом за казенный счет наверняка возжелают заняться газеты, которые в рубрике «Экономика» приторговывали пирамидами, телеканалы, продающие эфирное время викторинам на тему «Слово из трех букв». До организаторов последних наконец-то дошли руки у УБЭП. Догадались сделать «контрольную закупку» и нашли-таки признаки мошенничества. Если дело не развалится до суда, может быть, узнаем и что-нибудь интересное об альтернативной платежной системе под названием «Операторы мобильной связи».
Артем ФЕДОРОВ