Владельцы крупных кредитных организаций, потерявшие их во время кризиса, пытаются второй раз войти в ту же реку. Правда, масштабы их банковского бизнеса теперь куда скромнее.
Примерно два десятка российских банков оказались в числе санируемых. Судьба их владельцев сложилась по-разному. Например, уже больше года в ожидании суда под стражей томится глава группы ВЕФК Александр Гительсон. Бывший владелец банка «КИТ Финанс» Александр Винокуров временно ушел с финансового рынка, и пока все говорили о том, что делать с «КИТом», он взял да и купил «Слона» — стал инвестором делового портала «Слон.ру».
Иные же банкирами были, банкирами и остались. Бывший владелец и глава крупного уральского банка «Северная казна» стал председателем совета директоров Инбанка (бывший КБ «Уран»), чьим основным акционером выступает «Номос». Экс-совладельцы Собинбанка Сергей Кириленко и Константин Беков выкупили у санаторов дочку «Собина» — Русский ипотечный банк. Бывший президент «Глобэкса» Анатолий Мотылев приобрел РБК-банк и уже переименовал его в АМБ. «Ф.» разбирался в их стратегических замыслах.
Русский ипотечный банк
Кресло председателя правления этого банка занимает Сергей Кириленко, а его заместитель — Константин Беков. Этих людей на рынке и называют истинными владельцами РИБ, хотя официально банк раскрывает других бенефициаров. На сайте кредитной организации в числе участников ООО «Русский ипотечный банк» фигурируют Павел Бевз, Максим Касаткин, Юлия Ларина, Владимир Саламандра и Анатолий Кириленко — отец Сергея Кириленко. Впрочем, еще в марте 2009-го, когда шли переговоры с «Газпромом» о выкупе РИБ, газеты писали, что «владение будет оформлено на кого-то из доверенных лиц Сергея Кириленко и Константина Бекова, но не на них самих».
Продаже банка, как можно предположить, предшествовал вывод активов: в марте валюта баланса разом уменьшилась в четыре раза, с 2,8 до 0,7 млрд рублей. «Основной источник финансирования, средства Собинбанка, был отозван. Возможно, в результате кредитный портфель был продан», — предполагает старший партнер BDO в России Антон Ефремов. Однако после этого банк начал активно развиваться и за год увеличил свои активы в 2,5 раза. При этом доля высоколиквидных активов в структуре работающих подскочила до 19,3%.
Все это время капитал почти не менялся, а главным источником ресурсов стали расчетные счета предприятий. За год объем средств на них вырос в 170 раз, и на начало 2010 года остатки на этих счетах составляли около половины всех пассивов. Одновременно вырос и объем предоставленных предприятиям кредитов — более чем в 50 раз. Получается, банк меняет специализацию. Здесь стоит вспомнить, что Сергей Кириленко раньше был совладельцем девелоперской компании «Масштаб», но продал свою долю структурам сенатора Вадима Машковича. Вероятно, эта сделка стала одним из источников средств для развития проекта, позволившего в конце прошлого года присоединить к РИБ еще и находящийся в Калининграде Балтийский социальный коммерческий банк. Благодаря этому присоединению РИБ обзавелся филиалом в российском эксклаве, а стоимость его активов выросла за месяц сразу в полтора раза.
Что касается исходной специализации — ипотеки, то тут активность банка снизилась. Доля кредитов населению в суммарных активах банка постепенно снижается: с 45% в апреле 2009-го до 37% в феврале 2010-го. Опрос риэлторов и кредитных брокеров дал очень странный результат: специалисты не смогли вспомнить сделки с участием этого банка. Хотя отчасти это объяснимо общей стагнацией рынка: большинство ипотечных банков работают только с ранее выданными кредитами. «Безусловно, быть независимым достаточно сложно, осуществлять банковскую деятельность и иметь доступ к длинным деньгам проще, входя в крупную финансовую группу, — говорит руководитель службы ипотечного кредитования компании «Инком-недвижимость» Лев Плецельман. — Поэтому естественно, что выход Русского ипотечного банка из группы Собинбанка добавил сложностей. Более того, определенные трудности возникли и в связи с появлением новой команды, а также в связи с непростыми экономическими условиями, наложившими свой отпечаток на рынок ипотечного кредитования».
В то же время банк явно начал охоту на клиентов — физических лиц. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце прошлого — начале нынешнего года РИБ присоединился сразу к трем системам денежных переводов: «Контакт», «Юнистрим» и «Мигом». Одно время участники рынка предполагали, что председателем правления банка будет назначен бывший генеральный директор торговой сети «Седьмой континент» Степан Ковальчук. Ожидания не оправдались, но сам факт их существования можно считать косвенным подтверждением ориентации банка на розничный рынок.
АМБ-банк
Анатолий Мотылев приобрел его у группы РБК сразу после того, как «Глобэкс» пошел на санацию. Формально Анатолий Мотылев никаких постов в банке не занимает и не значится в числе его бенефициаров, раскрытых по требованию ЦБ. Но можно принять во внимание ряд косвенных свидетельств. Руководство кредитной организации наполнено выходцами из «Глобэкса». Среди членов правления — бывший старший вице-президент «Глобэкса» Андрей Логинов, бывший директор департамента финансовых рынков Александр Кузьмин, бывший вице-президент, директор департамента по обслуживанию физлиц Алла Поляк, бывший директор корпоративных программ Сергей Магидов. Причем последний в течение двух месяцев выступал акционером АМБ. В совете директоров банка — Елена Вихорева, занимавшая в «Глобэксе» пост вице-президента. А среди пяти нынешних главных совладельцев кредитной организации — экс-глава дирекции инвестпроектов все того же «Глобэкса» Владимир Егоров.
Никаких комментариев о своей деятельности банк не дает, а если посмотреть, какие новости и пресс-релизы исходят из кредитной организации, то можно увидеть, что они посвящены одной теме — вкладам для населения. Привлечение средств от физических лиц пока единственная ярко выраженная маркетинговая тема, и на этом направлении банк действительно преуспел: по итогам 2009 года он занял первое место в России по приросту объемов вкладов — их сумма увеличилась в 30 раз. Разумеется, сработал эффект низкой базы, но все же теперь в пассивах банка вклады играют существенную роль: их доля в обязательствах выросла до 19,3%. Правда, основу фондирования до сих пор составляют средства корпоративных клиентов. Банк вообще растет, его активы после смены собственников увеличились примерно в пять раз, капитал удвоился.
Что касается активных операций, то какого-то стратегического направления в них не прослеживается. На 1 февраля 51% работающих активов приходился на высоколиквидные инструменты, 27% — на межбанковские кредиты. Кредиты предприятиям и населению в сумме достигают лишь 8% активов, однако это вовсе не потому, что банк не хочет ими заниматься. В абсолютных цифрах за прошлый год кредитование граждан увеличилось более чем в восемь раз, компаний — в три раза.
«Сейчас банк активно развивается, — осведомлен Андрей Верников, заместитель гендиректора ИК «Церих Кэпитал Менеджмент». — Федеральная служба по финансовым рынкам выдала ему лицензию на осуществление депозитарной деятельности. Очевидно, что главный ресурс АМБ — это опыт и связи Анатолия Мотылева и его команды».
Инбанк
В отличие от своих коллег, бывший глава «Северной казны» Владимир Фролов готов к детальному обсуждению своего нового проекта. Инбанк, созданный на базе екатеринбургского КБ «Уран», должен стать одной из первых в России кредитных организаций, ориентированных исключительно на интернет-пользователей. По легенде, идею проекта подала представительница бывшего акционера «Северной казны» инвестиционного фонда East Capital Ханна Лойкканен, когда рассказывала о переменах, происходящих в банках Скандинавии. Инвестиции для реализации скандинавской идеи нашлись у Номос-банка. Выбранная ориентация предполагает постоянный онлайн-контакт с целевой аудиторией, в том числе на стадии подготовки проекта, — для этого создан специальный форум. Недавно на нем появилось объявление о поиске кандидата на должность главы екатеринбургского филиала банка. Нетривиальный ход: обычно менеджеров такого уровня российские банкиры по объявлению не набирают. «Банк будет специализироваться на дистанционном обслуживании розничных и корпоративных клиентов по тарифам ниже среднерыночных, — заявил «Ф.» директор департамента методологии Инбанка Андрей Фролов (сын Владимира Фролова). — Планируемая линейка продуктов не будет ограничена лишь расчетным обслуживанием. В нескольких словах: мы претендуем на доминирование в области технологий банковского удаленного обслуживания, мы хотим удивить рынок нашими продуктами».
По словам Андрея Фролова, сейчас команда проекта завершает тестирование своего основного канала обслуживания — интернет-банка. В ближайших планах — «революционное решение в области мобильного банкинга» и «инновационный карточный проект». Детали этих «революций» пока не раскрываются. А вот сроки запуска проекта постоянно переносятся. Еще недавно речь шла о весне нынешнего года, теперь старт отложен до осени. Инбанк рассчитывает выйти на федеральный уровень, покрыть сначала города-миллионники, а затем областные центры. Изначально авторы проекта думали вообще отказаться от дополнительных офисов, но в январе Владимир Фролов «склонился к мысли» о смягчении столь радикальной позиции и предположил, что банк будет открывать «один кассовый узел на город». «У нас будут небольшие малозатратные офисы, где клиент сможет открыть счет, подключиться к нашему интернет-банку, при необходимости получить заверенные документы, — поясняет «Ф.» Андрей Фролов. — Но мы собираемся мотивировать наших клиентов исключительно на удаленный способ текущего общения с банком — платежки в офисе оформить будет можно, но тарифы на такое обслуживание будут выше рыночных».
По расчетам владельцев, полноценный банк с широкой географией присутствия должен появиться через
Константин ФРУМКИН