Чем больше выходцев из бывшего СССР выводят капитал за границу, тем больше появляется компаний, помогающих им начать новую жизнь за пределами родины. Эмигрантам помогут построить гостиницу, купить квартиру и даже создать собственный холдинг.
То, что крупнейшие российские компании зарегистрированы в зонах с минимальным налогообложением, ни для кого не новость. К примеру, в проспекте к размещению UC Rusal на Гонконгской бирже была описана схема, позволяющая компании минимизировать налоговые выплаты. Выяснилось, что основной трейдер группы (RTI Limited), как и головная структура, зарегистрированы на острове Джерси. В свою очередь совет директоров AFI Development, контролируемой израильским миллиардером Львом Леваевым, всегда заседает на Кипре. А, к примеру, в январе 2009 г. рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг Mirax Group в связи с тем, что головной компанией корпорации стала голландская Mirax Group Holding B. V. В агентстве посчитали, что такая перемена может способствовать выводу акционерами капиталов из компании.
Адаптация российского бизнеса за рубежом не заканчивается регистрацией фирмы, например, за границей создаются многопрофильные холдинги и запускаются девелоперские проекты. В связи с этим на европейском рынке уже давно появились компании, которые помогают россиянам освоиться за пределами родины. Выходцев с постсоветского пространства, по мнению экспертов, в основном интересуют три вещи: защита бизнеса, хранение денег и покупка недвижимости, и во всех этих случаях потенциальным инвесторам нужна профессиональная помощь.
Гостиницы на заказ
Слоган небольшой швейцарской Swiss Development Group гласит: «Живи дважды». Объяснить его смысл можно по-разному, например, тем, что девелопер из кантона Во предлагает своим потенциальным партнерам вторую жизнь — первая у них закончилась в стране, где они заработали свои капиталы. Swiss Development Group занимается финансированием и проектированием крупных жилищных и гостиничных объектов класса люкс, в частности, речь идет о строительстве частных отелей или кондоминиумов на берегу Женевского озера. Иными словами, компания на деньги частных инвесторов может купить старый отель и превратить его в современный центр для жизни, продав номера и апартаменты жителям Швейцарии или желающим переехать в тихую финансовую гавань. Девелоперы также могут работать под заказ. Возглавляет фирму швейцарец Николя Гарньер, в прошлом занимавшийся возведением объектов класса люкс во Франции. На первый взгляд, в Swiss Development Group нет ничего особенного, за исключением одного: ее основателем является сын бывшего мэра Алматы и экс-министра по чрезвычайным ситуациям Казахстана Виктора Храпунова — Ильяс.
В 2007 г. Виктор Храпунов, один из самых влиятельных казахских политиков, впал в немилость. Его обвинили в незаконном выделении земельных участков на водоохранных территориях собственной супруге — владелице ГК Viled Лейле Храпуновой. После того как Храпунова сняли со всех постов, он эмигрировал в Швейцарию, официально — лечиться. В том же 2007-м в Швейцарии была основана Swiss Development Group, учредителем которой стал его сын, до того учившийся в Европе. Семья Храпуновых напрямую связана с другим не менее крепким казахским кланом: Ильяс женат на дочери основателя ИПГ «Евразия» Мухтара Аблязова, против которого в Казахстане было заведено несколько уголовных дел. В итоге Аблязовы и Храпуновы оказались за границей и занялись инвестированием в недвижимость. Официально они не участвуют в деятельности Swiss Development Group: управление доверено профессиональным местным менеджерам, однако участники рынка не сомневаются в том, откуда у девелопера деньги. В декабре 2009 г. Виктор Храпунов вошел в список 300 самых обеспеченных людей Швейцарии с капиталом $290 млн — $380 млн, по мнению журнала Bilan. Более того, в самой Swiss Development Group этот факт не особо скрывают: исполнительный директор Николя Гарньер в разговоре с «Ко» подтвердил, что основателем группы является Ильяс Храпунов. Небольшая компания из кантона Во сама вкладывается в объекты недвижимости в Швейцарии, а также помогает освоиться на этом рынке другим инвесторам. На сегодняшний день самым интересным ее проектом является реконструкция отеля Du Parc в швейцарском Мон-Пелерине, расположенном высоко в горах над Женевским озером.
Бывшую гостиницу планируется превратить в комплекс Du Parc Kempinski Private Residences из 24 апартаментов. При этом управлять будущим комплексом, как видно из названия, будет компания Kempinski, которая занимается управлением отелем Le Mirador Kempinski, расположенным по соседству. Как объясняют в Swiss Development Group, фирма готова работать и с другими проектами. Таким образом, семья Виктора Храпунова не только продает недвижимость, но и способна оказать помощь в реализации проектов своим партнерам. При этом потенциально партнерами могут стать такие же выходцы из бывшего СССР. Так, в казахской прессе начался шум после того, как в 2008 г. свои наработки Swiss Development Group решила представить на выставках в Лондоне и на Millionaire Fair в Москве. По данным Елены Юргеневой, директора по развитию Knight Frank (занимается реализацией комплекса Du Parc), девелоперу удалось получить право на продажу одной трети апартаментов в комплексе нерезидентам, то есть 8 из 24 апартаментов могут быть приобретены россиянами. «На сегодняшний день из этих 8 апартаментов уже продано 6, причем 5 из них купили русские клиенты», — говорит эксперт. Инвестиции в реконструкцию Du Parc Swiss Development Group оценивает примерно в $120 млн, не считая $18 млн, потраченных на покупку объекта. Это средства компании и частных инвесторов.
Помимо Храпуновых, с европейскими бутик-отелями работают бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов и его жена, основательница RIGroup, Жанна Буллок. В августе 2008 года Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ возбудил уголовное дело по поводу незаконного выделения нескольких десятков гектаров подмосковной земли. Фигурантом этого дела стал Алексей Кузнецов, который является законным мужем госпожи Буллок. После этого супруги спешно покинули Россию, однако, будучи также гражданами США, они нашли поле для инвестиций во Франции. В частности, им принадлежат два отеля — Alpes Hotel Du Pralong на 52 номера и Crystal на 51 номер. К слову, в начале марта Тверской суд столицы выдал санкцию на арест бывшего первого замминистра финансов Московской области Валерия Носова. Экс-заместителю Алексея Кузнецова придется ответить в том числе и за дела своего шефа: он подозревается в нанесении ущерба бюджету региона на сумму почти в 27 млрд руб. — примерно такой суммы подмосковный бюджет не досчитался после отъезда экс-министра, ставшего французским инвестором.
Адаптация для своих
Обилие за границей приезжих из бывшего СССР заставляет иностранных продавцов недвижимости адаптировать свои проекты под новых клиентов. Поэтому в Европе появились фирмы, которые помогают местным компаниям сделать тот или иной объект недвижимости привлекательным для россиян. «Адаптация проектов под россиян — это просто грамотный пиар-ход застройщиков и консультантов проекта, например, на Кипре наши соотечественники стали лидерами среди покупателей недвижимости», — говорит управляющий партнер «Century 21 Запад» Евгений Скоморовский. По его словам, сегодня около половины кипрской недвижимости приобретается россиянами и жителями других стран СНГ. До этого несколько лет основными инвесторами на острове были британцы, и адаптировать проекты под россиян никто не собирался. «Главный плюс этой акции — само позиционирование проекта как «русского». Это действительно может привлечь в проект много наших соотечественников, которые предпочитают селиться в одном месте», — объясняет эксперт. По словам президента ИГ SeSeGar Ирины Жаровой-Райт, не все страны готовы быстро адаптироваться к изменению рынка и наплыву российских покупателей, однако из этой тенденции есть исключения, в первую очередь Кипр.
Компания SeSeGar активно работает в этом сегменте. В частности, она помогала одному из крупнейших кипрских девелоперов — Kanika Group адаптировать проект застройки в центре Лимассола для россиян. В результате застройщик изменил не только концепцию проекта, но и его название. «Над концепцией проекта, сменившего имя на Kiprys Gardenia, проектами общих зон и планировками квартир работали специалисты московского дизайн-бюро MuGu Анны Муравиной и Лады Гусевой, а маркетинг и концепцию продаж разрабатывала компания SeSeGar», — рассказывает Ирина Жарова-Райт. Ориентация на российского покупателя отразилась и на схеме сделки: каждая покупка объекта заключается на юрлицо, которое в свою очередь может привлечь ипотечный кредит. Регистрация каждой квартиры или дома на компанию — открытие для кипрского рынка, но эта схема очень популярна среди россиян, зачастую стремящихся скрыть свои доходы от отечественной налоговой службы. Кроме того, это позволяет упростить сложную на Кипре процедуру получения документов о праве собственности. Так, хотя на Кипре закрытые охраняемые поселки отсутствуют, некое подобие представляет проект Aphrodite Hills кипрской фирмы Cybarco. В рамках этого проекта было проведено межевание участка на отдельные земельные наделы по количеству строящихся домовладений. Это позволяет даже в случае заморозки или неуспеха всего проекта частному инвестору через суд и при помощи банка оформить свидетельство о собственности самостоятельно.
Существует и различие в требованиях к жилью. Как говорят продавцы зарубежной недвижимости, россияне не понимают традиционный для многих европейских рынков формат загородного дома или квартиры с двумя гостиными и небольшими спальнями. Эти пожелания также учитываются при продаже объекта российским покупателям. По словам маркетинг-менеджера Cybarco Владислава Андреева, помимо большого участка земли, россияне предпочитают просторное жилье, в отличие от британцев, готовых мириться с компактными спальнями. «Учитывая пожелания российских покупателей, компания Cybarco тщательно подошла к разработке нового проекта элитной недвижимости на первой береговой линии вблизи заповедника Акамас. Проект состоит всего из 40 вилл с жилой площадью от 225 кв. м до 425 кв. м», — говорит эксперт. По словам гендиректора «Калинка-Риэлти» Екатерины Румянцевой, подчас в документах на сделку российский покупатель прописывает, что дом будет приобретен только в том случае, если будут получены все разрешения и одобрен проект тех изменений, которые хочет осуществить новый владелец, например, строительство на участке рядом с домом бассейна. «Так, при покупке вилл на Лазурном берегу наши соотечественники достаточно часто хотят иметь в доме теплые полы, тогда как сами французы полы с подогревом в своих домах не делают или редко оборудуют их только в ванных комнатах. Это связано с тем, что россияне зачастую проводят здесь более длительное время — с апреля по октябрь», — рассказывает Екатерина Румянцева.
В частности, по ее словам, по просьбе одного нашего соотечественника виллу украсили картинами и сделали дополнительную детскую комнату — общие затраты владельца составили около 15 000 евро. По данным партнера, директора департамента жилой недвижимости Chesterton Екатерины Тейн, в Лондоне девелопер, рассчитывающий вывести проект на международный уровень, должен отказаться от некоторых привычных деталей: британцы, в отличие от русских, нормально воспринимают невысокие потолки и небольшие комнаты по 6—7 кв. м, используя их как спальни. Подобная адаптация может обойтись девелоперу достаточно дорого, так как увеличение высоты потолков зачастую приводит к потере одного этажа. Как говорит эксперт, в последнее время многие иностранные девелоперы строят жилье в расчете на покупателя из России и его запросы. Например, компания Chesterton консультирует крупного британского застройщика, который планирует предложить свой новый проект Saint George в Центральном Лондоне российским покупателям. «Стоимость услуг по адаптации зависит от отношений с собственником — это может быть как простой консалтинговый отчет за какую-то определенную стоимость, так и дополнительная услуга, если компания работает с эксклюзивным клиентом», — разъясняет Екатерина Тейн.
Управиться с деньгами
Однако все объемы работ по адаптации девелоперских проектов под россиян меркнут по сравнению с объемом финансовых и юридических услуг, предоставляемым нашим компаниям за границей. По данным опрошенных «Ко» адвокатов, если в Москве продается офисное здание или гостиничный проект, сделка заключается за границей — обычно на Кипре. Можно, к примеру, вспомнить баталии вокруг гостиницы «Москва». В июне 2009 г. столичное правительство выступило против другого совладельца гостиницы — компании «Декорум», предположительно контролируемой депутатом Госдумы Ашотом Егиазаряном. По версии следствия, из городской казны в ходе реконструкции было похищено $87,5 млн. Якобы эту сумму власти через принадлежащую правительству Москвы компанию «ОЭК-Финанс» заплатили Deutsche Bank, кредитовавшему стройку и требовавшему погасить задолженность. В противном случае гостиница перешла бы к банку.
В обмен на это «ОЭК-Финанс» рассчитывал получить 50% материнской компании «Декорума» — кипрской Konk Sеlect Partners. Однако после того, как деньги были переведены, решение о смене собственников в кипрской компании было заблокировано в суде в столице Кипра Никосии. В свою очередь в сентябре 2009 г. AFI Development продала офисный комплекс «Косинская Плаза» в Вешняках. По рынку поползли слухи, что покупателем стал совладелец Черкизовского рынка Зарах Илиев, который якобы собрался открыть в нем новый филиал «Черкизона». Так это или нет, непонятно, так как покупателем выступил кипрский офшор, а сделка также была зарегистрирована на этом острове. Оформить правильно собственность за границей россиянам помогают специализированные фирмы.«Мы более трех лет предоставляем услуги, связанные с правильным оформлением активов или объектов недвижимости, находящихся за рубежом и в России. В итоге эти активы вводятся в единый холдинговый механизм, в котором происходит интеграция разных компаний, в том числе и офшорных. В целом, в случае выстраивания персонального холдинга решается задача защиты от рейдерства», — рассказывает глава адвокатского бюро «Косарев и партнеры» Максим Косарев. По его словам, когда в компании участвует иностранный игрок, ее захватить труднее, также сложно подделать документы. Второй вопрос — это оптимизация налогообложения, все всегда будут искать различные варианты оптимизации.
Наконец, третий момент — решение вопроса по наследованию: чтобы бизнес в случае смерти владельца не украли, чтобы он продолжал эффективно работать, чтобы его не растеребили наследники, которые в нем ничего не понимают. «В этом случае решается вопрос личной безопасности: лично на вас уже не будут осуществлены никакие воздействия, чтобы отнять бизнес или поделить. Это дополнительная выгода для того, кто опасается за свою жизнь. Я знаю такие случаи, когда пропадали клиенты, чьи активы были в Швейцарии. В итоге их активы оказались «завешены», они не работают ни в России, ни в Швейцарии», — говорит Максим Косарев. Кроме того, решения, выносимые в европейских судах, будут более объективными, чем в России, где многие игроки могут оказывать давление на Фемиду. Это позволяет объединить в единый холдинг активы, расположенные в нескольких странах. Стоимость услуг по организации такого бизнеса опрошенные «Ко» эксперты называют любую, в зависимости от объема работ и величины активов — от нескольких десятков тысяч евро и до бесконечности.
Известно, например, что большинство активов совладельца нефтетрейдинговой компании Gunvor и российского «Новатэка» Геннадия Тимченко находятся на балансе инвестиционного фонда Volga Resources, зарегистрированного в Люксембурге. «Прямое владение в Европе уже непопулярно, все активы передаются в фонды. Там, где есть большие деньги, создаются и правильные механизмы управления активами. Эти схемы работают в Швейцарии, Сингапуре и Гонконге. В России пока никто не может предоставить этот комплекс услуг», — отмечает Максим Косарев. В Швейцарии, к примеру, зарегистрирован холдинг Coalco Василия Анисимова, изначально создававшийся для торговли алюминием с зарубежными компаниями. По словам Максима Косарева, получить кредиты иностранной фирме проще и приобрести активы на территории ЕС тоже легче. «В совет директоров такой компании могут входить уважаемые жители Цюриха. Многие создают европейскую компанию, которая будет продавать зарубежную продукцию в Россию. Но в основном это связано с рынком недвижимости, затем — заводы, которые многие комплектующие получают из Европы», — говорит эксперт. По его словам, в последнее время все более популярным становится Сингапур, эта страна на 100% гарантирует сохранность денег, то есть зачастую гарантии даже выше, чем в Швейцарии.
Однако далеко не всегда отечественные деньги просто выводятся за рубеж. «Российские деньги, которые были выведены за границу, начинают возвращаться за счет схемы back-to-back, когда под залог ваших же денег вам банк выдает кредит, и вы получаете денежные средства здесь, в России, чтобы разрабатывать деньги, которые ранее были в России заработаны», — рассказывает Максим Косарев. По данным источников «Ко», если в числе кредиторов девелоперской компании значатся швейцарские банки, скорее всего, это либо акционеры сами себя кредитуют выведенными за границу деньгами, либо другие физлица оказывают им помощь. «Если мы узнаем, что какой-то российский проект кредитует швейцарский банк, можно предположить, что даны личные гарантии акционеров, либо часть активов заложена в Швейцарии, либо швейцарский банк используется как депо для акций российских компаний. Но с большой долей вероятности кредиты обеспечены в Швейцарии: это могут быть деньги, металлы, акции, бизнес-проекты на территории Швейцарии или остальной Европы», — говорит Максим Косарев. Более того, на популярность схемы back-to-back указывает тот факт, что, по данным Росстата, в 2009 г. лидером по зарубежным инвестициям, вложенным в нашу экономику, стал Люксембург. По мнению экспертов, большая часть этих денег привлечена фондами вроде Volga Resources Геннадия Тимченко и вернулась в Россию. По словам Максима Косарева, все понимают, что это форма привлечения инвестиций. Главное — деньги вернулись туда, где они были заработаны.
Таблица 1 КТО ВКЛАДЫВАЛ В РОССИЮ В 2009 Г., $МЛРД
Люксембург | 11,723 |
Нидерланды | 11,640 |
Китай | 9,757 |
Кипр | 8,286 |
Германия | 7,366 |
ИСТОЧНИК: РОССТАТ |
Алексей ЛОССАН