Суды удовлетворяют иски банков о погашении просроченных ипотечных кредитов, но отказываются даже принимать иски о выселении должников из кредитных квартир, констатируют банкиры. Банки не могут продать заложенную по ипотеке квартиру в счет погашения долга.
Российские суды принимают иски банков о взыскании просроченных ипотечных кредитов, но отказываются принимать иски о выселении жильцов из ипотечных квартир, жалуются банкиры. Банки не могут продать заложенную по ипотеке квартиру в счет погашения долга. «В отдельных регионах суды вообще не принимают иски банков о выселении должников и обращении взыскания на заложенное в банке имущество», — рассказал один из участников рынка. По его словам, суды принимают иски, в которых банки требуют погашения суммы долга, а те, в которых говорится о продаже имущества, даже не попадают на рассмотрение.
В Городском ипотечном банке не исключают — суд может мотивировать отказ по конкретному делу. Но заместитель председателя правления банка Игорь Жигунов говорит, что в основном иски принимаются к рассмотрению. «Обычно все происходит в рамках подсудности», — говорит он.
Кирилл Труханов, старший юрист юридической фирмы «Вегас-Лекс», говорит, что у судов нет законных оснований произвольно не принимать подобные исковые заявления банков. «Гражданский процессуальный кодекс регламентирует перечень случаев, при которых суд может возвратить исковое заявление или оставить его без движения. Отказать в принятии искового заявления суд вообще не может», — говорит он. По словам юриста, в некоторых районных судах можно столкнуться с ситуацией, когда канцелярия просто не принимает исковые заявления. В таком случае можно направить исковое заявление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
«Процессуальный закон устанавливает определенные сроки для принятия искового заявления и рассмотрения дела в суде первой инстанции. Нарушение сроков судом дает основание для подачи соответствующих жалоб, в том числе в квалификационные коллегии судей. У банков есть все механизмы для отстаивания своих прав», — настаивает Кирилл Труханов.
Иногда, суды вынуждены нарушать процессуальные сроки
Банкиры констатируют — суды часто встают на сторону заемщика. «На начальной стадии судебные разбирательства очень затягиваются. Рассмотрение откладывается на два месяца: разбирательства по искам, которые принимают сейчас, назначаются не на апрель, а на июнь», — сетует заместитель председателя правления Банка жилищного финансирования Сергей Постнов. По его словам, с даты подачи заявления до момента получения исполнительного листа проходит в среднем девять месяцев. «Формально все происходит правильно, но времени приходится тратить очень много», — отмечает Сергей Постнов.
В банке «Образование» сталкивались с тем, что судьи с готовностью переносят слушания, если ответчик (заемщик. — Infox.ru) не может присутствовать на заседании в назначенный день. «Болезнь, командировка, семейные обстоятельства — суды часто даже не требуют подтверждения», — недоумевает член правления банка Виталий Компанейцев. По его словам, банкам трудно добиться через суд применения обеспечительных мер, когда у заемщика, в платежеспособности которого есть сомнения, нет твердого залога. «Если у него в залоге товар в обороте, а банк предлагает арестовать офис, суд отказывает, предлагая сначала реализовать имеющийся залог. А товар в обороте — это может быть холодильник с испорченной рыбой», — приводит пример банкир.
Екатерина ГЕРАЩЕНКО