ВТБ проводит трансформацию корпоративного блока и инвестбизнеса — он создает новое подразделение, которое централизует работу с крупнейшими клиентами. Сейчас помимо двух корпоративных блоков банка с ними взаимодействует инвестбанк «ВТБ Капитал». По мнению экспертов, трансформация бизнеса позволит ВТБ снизить конфликт интересов между корпоративным и инвестиционным бизнесом в борьбе за продажу продуктов крупнейшим клиентам.
Президент ВТБ Андрей Костин в конце декабря заявлял, что в ближайшее время будет происходить постепенное объединение корпоративных блоков (которые предоставляют заемные средства крупным клиентам) с инвестбизнесом в части работы с крупными клиентами. По словам высокопоставленного источника в ВТБ, к концу апреля стратегия реорганизации корпоративных блоков будет вынесена на рассмотрение наблюдательного совета банка. «Речь идет о создании в ВТБ института глобальных менеджеров, нового подразделения, которое будет вести наиболее крупных клиентов»,— говорит собеседник «Ъ». По его словам, создающаяся структура станет своего рода надстройкой над уже имеющимися в ВТБ подразделениями, в компетенцию которых входит взаимодействие с корпоративными клиентами,— двух крупных корпоративных блоков и инвестбанка. «Сейчас обсуждается количество компаний, которые перейдут туда на обслуживание: будет ли это топ-30 крупнейших клиентов или топ-50»,— отмечает другой менеджер банка.
Сейчас в ВТБ существует три корпоративных блока. Два первых работают с крупными клиентами, третий — со средними компаниями (с выручкой менее 3 млрд руб.). Первый блок работает с крупными госкомпаниями из отраслей машиностроения, электроэнергетики, газовой, атомной, оборонной промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта. Второй блок обслуживает в основном частные компании перерабатывающей, горнодобывающей промышленности, розничной торговли, IT, связи. Первый блок курирует Валерий Лукьяненко, второй — Ольга Дергунова, третий — Андрей Киселев.
Корпоративные блоки ВТБ и «ВТБ Капитал» предлагают клиентам схожие услуги. Корпоративные блоки — кредиты, инвестбанк — например, долговые займы. В результате, по словам топ-менеджеров ВТБ, в борьбе за клиентов между ними часто возникает конфликт интересов. «Идея создания в ВТБ нового подразделения — это попытка примирить два конкурирующих крыла, инвестбанк и корпоративный блок, между которыми последние полгода зреет конфликт,— считает один из топ-менеджеров банка.— Инвестбанк все чаще тянет одеяло на себя при обслуживании крупных клиентов, предлагая им банковские продукты, отличные от тех, что продают менеджеры из корпоративного блока». Инвестбанк появился в группе ВТБ в 2008 году и постепенно начал предлагать услуги, в том числе и клиентам корпоративных блоков ВТБ. В интервью «Ъ» президент «ВТБ Капитала» Юрий Соловьев рассказывал, что при выдаче кредитов корпоративным блоком «ВТБ Капитал» «для нескольких сотен крупных клиентов отвечает за ценообразование, структуру сделки и хеджирование рисков, которые возникают внутри таких кредитов».
По словам старшего аналитика «Уралсиба» Леонида Слипченко, модель CIB (corporate investment bank) распространена среди западных банков, например, на основе такой модели работает Deutsche Bank. В России аналогичная структура используется Альфа-банком, который в 2009 году завершил объединение корпоративного и инвестиционного бизнеса в единый блок. «Мы на своем опыте убедились, что это оптимальный вариант,— рассказывает зампред правления Альфа-банка Владимир Татарчук.— Сегодня это единая команда, общая база клиентов, унифицированная линейка продуктов и совместная разработка стратегии развития бизнеса руководством корпоративного и инвестиционного направлений». По его словам, синергетический эффект от объединения значительно проявился уже в 2009 году.
В итоге трансформации внутри ВТБ будут лучше налажены каналы продаж, считают эксперты. «В результате работа с клиентом будет централизована, что ускорит процесс принятия решений и создание продуктов»,— полагает господин Слипченко. По его мнению, в долгосрочной перспективе это решение может позитивно повлиять на результаты самой группы. Впрочем, по мнению аналитика «Совлинка» Ольги Беленькой, не факт, что одной лишь реорганизации будет достаточно для того, чтобы справиться с конфликтом интересов и с конкуренцией со стороны других банков.
Наиля АСКЕР-ЗАДЕ, Елена КИСЕЛЕВА