После кризиса количество богачей в России будет расти очень медленно. Если раньше их число увеличивалось на 20% ежегодно, то теперь «прибавление» ожидается не больше чем на 5% в год.
К такому выводу пришли авторы «Исследования сегмента состоятельных людей в России. До и после кризиса», проведенного совместно Российской экономической школой (РЭШ) и Ситибанком.
Специалисты РЭШ и Ситибанка попытались подсчитать тех состоятельных россиян, которые ускользают из поля зрения Росстата и других социологических институтов, и в то же время не «дотягивают» до списка миллиардеров журнала Forbes.
Количество состоятельных россиян
Как выяснилось, в 2009 году
Широкий карман
По состоянию на 2008 г. средний состоятельный россиян располагал свободными денежными средствами в размере от 1,3 до 13 млн рублей. Тех, кто богаче, авторы исследования не изучали. Сегмент состоятельных людей насчитывает 0,7% от населения России.
Общий объем их свободных денежных средств, то есть вложений в различные финансовые инструменты, как в России, так и за рубежом, в прошлом году упал на 19% с 4,2 трлн руб. до 3,4 трлн руб. Тогда как до кризиса он рос в среднем на 15% ежегодно.
Уже сегодня на долю состоятельных россиян приходится 25% от общей суммы всех доходов жителей страны. Им принадлежит 30% объема всех банковских депозитов в России, что подтверждает их огромную роль в экономике страны.
Ликвидные средства состоятельных россиян
В 2011 г., прогнозируют экономисты, число состоятельных людей в России вернется на докризисный уровень, а в течение последующих пяти лет их численность ежегодно будет увеличиваться на 2,5%-5,5% (в диапазоне от пессимистичного до оптимистичного сценария).
Этим цифрам далеко до докризисных темпов прироста богачей: на протяжении 5 лет, предшествующих кризису, количество состоятельных людей примерно на 20% в год. Поэтому преодолеть планку в 2 млн человек в ближайшие пять лет не выйдет: к 2014 г. количество толстосумов, в лучшем случае, вырастет до 1 млн 800 тыс., прогнозируют экономисты.
Спасла неразвитость
Тот факт, что сегмент обеспеченных людей потерял в кризис меньше, чем можно было ожидать, экономист Сергей Гуриев связывает с их консервативностью и недостаточной развитостью российского финансового рынка.
«По нашим оценкам, накопленные ими средства сыграют ведущую роль в восстановлении внутреннего потребления и возобновлении экономического роста», — сказал Гуриев журналистам на презентации исследования в Ситибанке.
Как повлиял кризис на финансовое положение
Экономист предостерегает власти и политиков от того, чтобы вводить прогрессивный подоходный налог на высокие доходы обеспеченных россиян. По его мнению, уже то, что эти люди платят 13%-ный налог на доходы физических лиц и инвестируют в прозрачные финансовые инструменты, приносит российской экономике большую выгоду.
Богачи-патриоты
Среди ценных бумаг российских компаний отечественные богачи отдают предпочтение еврооблигациям и акциям добывающих и металлургических компаний, выявило исследование.
В то же время более 20% состоятельных россиян имеют вложения за рубежом. Предпочтение они отдают акциям конкретных компаний или инструментам с фиксированной доходностью (ПИФам развивающихся рынков, Азии, энергетики, государственным облигациям США). Кроме того их привлекают активы стран БРИК (Китая, Индии и Бразилии).
Почему инвестируют за рубеж
Важной отличительной чертой финансового поведения обеспеченных россиян Зденек Турек, президент российского Ситибанка, называет их «патриотизм». Несмотря на то, что они инвестируют значительные средства за рубежом, определенная часть этих средств идет в иностранные бумаги российских компаний. «В перспективе, когда инфраструктура российского рынка частных инвестиций выйдет на мировой уровень, эти деньги могут стать дополнительным источником инвестиций в экономику страны», — считает Турек.
В кризисный год состоятельные россияне предпочитали спокойствие высоким доходам. Они увеличили долю средств на банковских депозитах, что привело к снижению доли зарубежных инвестиций. В 2010 году имеет место обратный процесс, отмечают экономисты. Инвестиции россиян за рубеж стали расти.
Молодые и статусные
Исследование показало, что почти 70% обеспеченных россиян хранят большую часть денежных средств (90—100%) на депозитах. При этом существует три основных поведенческих типа состоятельных инвесторов.
«Статусные» (25—40 лет) активно пользуются всеми возможностями для инвестиций. Название «статусные» эта группа получила, потому что в нее входит амбициозная молодежь, пытающаяся приобрести и всячески подчеркнуть свой высокий статус в обществе.
После сорока происходит разделение на два типа. «Бережливые» предпочитают стабильность и вкладывают деньги в депозиты. «Агрессивные» готовы принять риск ради дополнительного дохода. Состоятельные люди все больше занимаются активным управлением своими инвестициями. В 2009 они чаще инвестировали в фондовый рынок самостоятельно (с помощью брокерских операций), чем через ПИФы.
Вспомнили о детях
После того, как летом прошлого года на фондовом рынке начался бурный рост, некоторые богатые люди снова начали активно играть на бирже, выявило исследование. В то же время кризис многих заставил задуматься о долгосрочных целях, таких, как выход на пенсию или образование детей. Теперь они готовы к долгосрочным вложениям.
Нужно ли вводить налог на богатство?
60% Нужно. Богачи должны платить больше
29% Лишний налог — лишняя коррупция. Не надо его вводить
7% Кризис сократил количество состоятельных россиян: обойдемся без этого налога
2% Еще один налог не повредит
295 Проголосовало
Мнения известных людей:
Олег Басилашвили, актер театра и кино, народный артист СССР
«Мне неизвестно, насколько стало меньше богатых. Но вот я сам, как был с голой задницей, так с ней и хожу. Тем не менее, вопрос заключается не в этом, а в другом: в том, что во всем мире богатые платят налог больше, чем бедные. Если мы платим каждый по 13% подоходного налога, то это несправедливо. Мне кажется, что вся социальная часть бюджета в США держится на тех налогах, которые платят богатые люди. Я знаю, что у очень богатых людей процентная ставка налога доходит до 73%, а то и 80%. Однако все это не значит, что после такого люди опускают руки: оставшихся у них миллионов вполне достаточно, чтобы развивать свое производство и жить хорошо. Полагаю, что подобного рода налоговая система должна быть и в России. Потому что мне стыдно слышать слова о том, что у нас нет денег на пенсионеров. Как это у нас нет денег на пенсионеров, если богатеи покупают себе шикарные яхты, футбольные команды и чуть ли не половину Лондона? Это же чистой воды вранье! Думаю, что те деньги, которые такие люди расходуют и для собственного удовольствия, и для того чтобы переложить их в чужой банк (ибо боятся, что здесь их могут каким-то образом отнять), должны идти на то, на что они идут в Соединенных Штатах. То есть богатых людей нужно обложить большими налогами, а часть людей от этих налогов вообще освободить (но так, чтобы богатым было неповадно стать бедными)».
Амаяк Акопян, артист, иллюзионист
«Кота Ваську спросили: «Скажите, Василий, а это правда, что в марте…» Кот отвечает: «Нет, нет, что вы! Март — это не исключение». Как у нас воровали во все времена и во все эпохи, так и будут воровать. Налог на богатство должен быть очень мощным и серьезным. Я уверен, что 90% тех людей, которые сегодня в нашей стране ворочают миллионами долларов, это просто мошенники! Поэтому с них нужно не то что прогрессивный налог брать, а ставить в такие условия, чтобы они не могли воровать. Но мы живем в стране непуганых воров, и у нас сейчас полная вольница. Так что они в любом случае все равно найдут лазейки и пути для отхода. Раз сегодня есть возможность, то они будут воровать и выводить свои деньги из страны».
Алена Апина, певица, заслуженная артистка России
«У нас пока нет определения, что такое богатство и что такое роскошь. И вообще, по-моему, ноги растут совсем не оттуда. Вот когда мы в своей стране научимся уважать богатых, то тогда и будем с них
Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация»
«Давайте начнем с того, что такое прогрессивная ставка налогообложения. А прогрессивная ставка означает, что бедные платят меньше (или не платят вовсе), а богатые — больше. Поэтому у нас есть два варианта: либо повысить (а, наверное, имеется в виду повысить резко) подоходный налог для каких-то групп населения. Либо существует другой вариант, который почему-то совершенно не обсуждается, но вполне укладывается в ложе идеи о прогрессивном налоге: давайте снизим налог для малоимущих или вообще его обнулим (скажем, для людей, у которых среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума). Кстати говоря, немаловажным является как раз то обстоятельство, что мы все время привязываемся к доходам работающих людей. Но ведь еще существуют семьи, и когда вы делите доход одного человека, например, на пятерых, то вполне может выясниться, что семья уже совсем не так богата, как это казалось на первый взгляд. Наконец, также имеется опасность (что можно увидеть как по нашему собственному опыту, так и по опыту Швеции и многих других стран, где очень высокие подоходные налоги) возвращения к системе массового уклонения от уплаты налогов».
Илья ЗИНЕНКО, Александр САРГИН, Алексей СМИРНОВ