Россия страдает от недостатка иностранных инвестиций. По данным Росстата, в 2009 году их объем в нашей стране сократился на 21%. Власти пытаются сделать все, чтобы Россия стала более привлекательной для международных инвесторов. Почему Запад не спешит вкладывать деньги в нашу страну? Пусть зарубежные инсайдеры рынка сами расскажут об этом.
Ниже приводится перевод статьи лучшего бизнес-обозревателя года по версии Международного экономического форума британского экономиста Майкла Вилсона.
Я не знаю, кто автор выражения «что посеешь, то и пожнешь», но этот человек точно не имел дела с Владимиром Путиным.
Бывший президент России оставил свою должность в мае 2008 года, «отслужив» максимально положенные законом два строка, и поменялся местами с тогдашним премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Теперь бывший кэгэбешник заявляет, что намерен снова баллотироваться в президенты в 2012 году, в том случае, если в выборах не будет участвовать Дмитрий Медведев.
До выборов еще два года, так что у российской власти еще есть время все переиграть. Все-таки обстановка в мире сильно изменилась с 2008 года.
Во-первых, страны мира пережили кредитный кризис и глобальный банковский кризис. Во-вторых, обострилась война в Афганистане, а Иран увеличил масштабы своей ядерной программы. Последнее даже Кремль заставило волноваться о возросших амбициях своего бывшего союзника.
В США был избран новый президент. Китай начал наращивать экономическую мощь, отодвинув в тень своих партнеров по БРИК — Бразилию, Россию и Индию. Как изменились в связи с этим экономические перспективы России?
Экономика одного продукта
Российская промышленность остается дезорганизованной и неконкурентоспособной, в первую очередь
Однако, если в зимнее время вы более интенсивно использовали газ и нефть, чтобы отапливать ваши дома, вы сделали больших боссов из Газпрома, Лукойла, Транснефти и Роснефти счастливыми. Это те компании, которые обеспечивают энергоресурсами нас, европейцев.
Куда вложиться?
Еще не поздно присоединиться к нефтяному празднику. Хотя у российской энергетики есть проблемы (она страдает недостатком финансирования, недоразвита, использует устаревшее оборудование), русские продолжают открывать новые месторождения в Сибири.
Только в 2009 году разведанные запасы нефти в России выросли на 4 млрд баррелей (около 6%), а запасы газа увеличились более, чем на полтриллиона кубометров. Инвестиции в газовую и нефтяную отрасли составляют 90% всех инвестиций в России.
Было время, когда российские банки выглядели удачным объектом инвестиций, или когда все помешались на вложениях в российские государственные ценные бумаги, но в ситуации, когда инфляция выше 8% , а господдержка экономики увеличивает официальный дефицит бюджета до 9% ВВП, финансовый сектор уже не кажется таким уж привлекательным для вложений.
У России проблемы с имиджем
С точки зрения инвестора, российская экономика просто шокирует своей несбалансированностью. На этом фоне особенно странным кажется тот факт, что Московская фондовая биржа за тринадцать месяцев к концу января показала рост в 123%, или 128% в долларовом эквиваленте.
Индекс РТС увеличился с 540 пунктов в начале февраля 2009 года до почти 1600 пунктов в середине января 2010 года. Удивительно, если конечно забыть о том, что затем последовал 15-процентный обвал в течение коротких трех недель — почти в два раза быстрее, чем падал S&P 500.
О чем это все? Да о несклонности инвесторов к риску. Растущий страх рецессии в западных странах заставляет портфельных инвесторов покидать рынки BRIC. Как и то, что российская экономика в 2009 году сократилась на 8%. Ах, да, и еще то, что у Москвы заканчиваются деньги на помощь банкам.
Единственное, что можно сказать наверняка, это то, что экономический спад в России произошел не по вине рынка нефти. Хотя цены на сырье несколько снизились в первые месяцы нового года, никто не верит, что это долгосрочная тенденция. Короткая и сравнительно теплая зима в ряде стран мира временно сократила спрос на топливо, но это краткосрочное явление.
В случае энергетического сектора, иностранным инвестициям мешает недостаточная защита прав держателей акций и шаткая политика властей по отношению к энергетическому бизнесу. Слишком много примеров, когда счета компаний арестовывали, контракты в одностороннем порядке разрывались, а капиталы обесценивались
Так, в 2005 и 2006 гг. власти изъяли геологоразведочные активы компаний Shell и BP, по обвинению в нарушение экологических норм. Еще раньше люди Путина завладели нефтяной компанией ЮКОС по обвинению об уклонении от неуплаты налогов и посадили главу компании Михаила Ходорковского в тюрьму. Проблема коррупции и взяточничества все еще очень остро стоит в России. Это — одна из самых серьезных причин, почему инвесторы боятся вкладывать в российскую экономику.
Российские власти, похоже, и сами понимают, что имидж страны необходимо улучшать. В начале февраля вице-премьер Игорь Шувалов на бизнес-конференции в Москве пообещал, что инвестиционный климат в России «потеплеет» уже к следующей весне. Бюрократия исчезнет, а судебная система будет вычищена. К 2020 году, убеждал Шувалов, страна будет полностью «трансформирована», появится новая инновационная культура. К 2020? Это слишком долгий срок ожидания.
Что покупать?
Так сколько придется заплатить за российские активы? Согласно информации Reuters, за типичный портфель российских ценных бумаг вам придется заплатить сумму, примерно в 12 раз превышающую показатель прибыли на акцию. В Лондоне коэффициент такой же.
Средний дивиденд составляет 1,7%. Это было бы адекватно, если бы не инфляция в 9%. Что ж, при всем этом инвестиционная история все еще выглядит впечатляюще, если, конечно, у вас все в порядке с нервами. Можно, например, купить Газпром, который является самой крупной газовой компанией на лондонской фондовой бирже. В прошлом году акции этого газового монополиста в два раза выросли в цене. Если вы готовы к риску, то можно приобрести акции Лукойл на франкфуртской бирже.
Ну и наконец, если вы хотите приобрести более диверсифицированный пакет акций, то можете обратиться в инвестиционный фонд JPMorgan Russian Securities, который работает с акциями по никелю, стали, банкам и телекоммуникациям. В прошлом году фонд показал высокую доходность в 160%. Если, конечно, вас не пугает, что за три года его доходность составила −3%.
Автор — Майкл ВИЛСОН (Michael Wilson) — в прошлом главный редактор бизнес-направления британского издания Sky news. Международный экономический форум назвал его лучшим бизнес-обозревателем года благодаря заслугам в области освещения проблем международной экономики. Ведет несколько программ по бизнес-тематике на британском телевидении.