Минфин решил узаконить исключение, сделанное при верстке бюджета кризисного 2009 года, превратив его в правило. Повторение в 2010 году переноса внесения бюджета в Госдуму с 26 августа на 1 октября стало для финансового ведомства прецедентом законодательного превращения временной меры в постоянную — сокращение влияния парламента на бюджетный процесс будет зафиксировано поправками к Бюджетному кодексу.
В пятницу заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко сообщила в Госдуме, что будет исходить из того, что крайний срок внесения бюджета в Госдуму в 2010 году 1 октября — это «норма постоянного характера». Соответствующим образом, по ее словам, будет поправлен и Бюджетный кодекс. Срок передачи бюджета из правительства в Госдуму — единственная конкретная дата в Бюджетном кодексе, касающаяся бюджетного процесса. Раньше она была определена как 26 августа.
Первый раз премьер Владимир Путин перенес сроки в 2009 году, в качестве исключения — для подготовки антикризисного бюджета 2010 года. Тогда премьер объяснял изменение сроков необходимостью «изыскать возможность для повышения эффективности расходов» в условиях крайней волатильности и непредсказуемости на мировых рынках и прежде всего на рынке нефти, а также просьбами Минэкономики о «дополнительном времени для анализа». Повторный перенос сроков внесения бюджета на 2011—2013 годы Владимир Путин одобрил 7 апреля 2010 года — почти с тем же объяснением: «Ситуация меняется достаточно медленно… неопределенности в мировой экономике еще очень много». В Минфине пошли дальше и решили исключение сделать правилом.
Татьяна Нестеренко объяснила согласие Минфина на перенос борьбой за качество бюджетного процесса: по ее словам, при внесении 1 октября «время подготовки и качество законопроекта лучше». До изменения Бюджетного кодекса в Минфине собираются завизировать изменения у Владимира Путина: заместитель главы Минфина сообщила, что на этой неделе премьер утвердит график работы над проектом бюджета на 2011—2013 годы, также исходя из срока внесения 1 октября.
Собственно, ничего другого уже и не остается: по словам Татьяны Нестеренко, для подготовки проекта бюджета наиболее важен уточненный прогноз социально-экономического развития, а также принятие основных направлений налоговой политики. Налоговую политику правительство предполагало рассмотреть еще в феврале-марте. Но в пятницу Татьяна Нестеренко сообщила, что прогноз будет готов не раньше 26 апреля, а без него нельзя определить налоговую политику, «в рамках которой будет определяться судьба двухпроцентной ставки страховых взносов».
Другую значительную часть бюджета — федеральные целевые программы — предлагается рассматривать в рамках скорректированного бюджетного процесса в начале июня. Тогда же будет приниматься и окончательное решение о переходе на программно-целевой метод финансирования госинвестиций.
И в Минфине, и эксперты сходятся в одном — что изменение сроков подготовки бюджета прежде всего окончательно формализует сокращение влияния Госдумы на бюджетный процесс, начавшееся еще в 2008 году, когда по инициативе правительства рассмотрение бюджета сократилось с четырех до трех чтений. На этот раз Татьяна Нестеренко сказала, что «интервал в один месяц между чтениями не нужен».
«Когда у вас в Думе есть конституционное большинство, согласное в целом со взглядами правительства, процесс принятия бюджета быстрый»,— пояснила «Ъ» Юлия Цепляева из BNP Paribas. В то же время, по ее мнению, «летний период покажет, считать ли прогноз среднегодовой цены на нефть $70—80 за баррель разумным или нет». При этом если бюджет явно консервативен, то обилие потенциальных дополнительных доходов порождает много вопросов о дополнительных расходах, считает эксперт, а это невыгодно ни Минфину в частности, ни правительству в целом.
Петр НЕТРЕБА