Минфин ищет способы оживить предусмотренные Налоговом кодексом (НК), но на практике не работающие нормы о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов предприятиям. Заместитель главы ведомства Сергей Шаталов вчера сообщил, что полномочия Федеральной налоговой службы (ФНС) по предоставлению этого вида поддержки бизнеса могут быть переданы специальным агентствам, которые могут быть созданы при региональных органах власти. Впрочем, контролировать правильность использования кредитов все равно будут налоговики.
О возможном создании в субъектах РФ специальных агентств, наделенных полномочиями принимать решения о предоставлении налогоплательщикам инвестиционных налоговых кредитов, Сергей Шаталов сообщил на ежегодной налоговой конференции Российского союза промышленников и предпринимателей. Господин Шаталов отметил, что Минфин рассчитывает на то, что этот вид поддержки заработает, «предоставляя налогоплательщикам возможность откладывать уплату основных налогов на более поздние сроки, в случаях когда осуществляются затраты на модернизацию, техническое перевооружение, экологию, создание рабочих мест для инвалидов и т. д.».
Сейчас ст. 66 и 67 НК предусматривают предоставление инвесткредитов по налогу на прибыль, региональным и местным налогам. В теории его получателям предоставляется возможность платить налоги в рассрочку с уплатой процентов на срок до пяти лет. При этом на льготу может рассчитывать лишь узкий круг предприятий: работающие по гособоронзаказу, вносящие особый вклад в развитие региона, внедряющие инновации и прочие. В конце 2009 года в этот перечень были включены предприятия, инвестирующие в создание объектов с высокой степенью энергоэффективности. На практике, впрочем, нормы фактически не работают. В форме статотчетности ФНС «Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ» на 1 января 2010 года в графе «Инвестиционный налоговый кредит» (подлежит учету как вид урегулированной задолженности) значатся одни нули. Такой же была ситуация и в предыдущие годы.
Причина — решение о предоставлении этого вида отсрочки должна принимать сама ФНС. Однако полномочия службы в этой части не прописаны. Поэтому налоговики, опасаясь обвинений в коррупции, предпочитают не предоставлять кредиты вовсе. Кроме того, как указал Минфин во внесенных им в правительство «Основных направлениях налоговой политики на 2011—2013 годы», изменение сроков уплаты налогов в ФНС воспринимают как предоставление налоговых льгот, а не как предоставление бюджетного кредита. Поэтому Минфин «в целях оперативности принятия решений и их увязки с бюджетной политикой региона» предлагает передать право предоставления налоговых кредитов по налогу на прибыль и налог на имущество организаций от ФНС субъектам РФ. Этот пункт уже вошел в минфиновский пакет по стимулированию инноваций, который был представлен президенту на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в Томске в феврале этого года.
Для придания предложению большего веса Минфин добавил к нему норму из подготовленного год назад «под кризис» законопроекта о новых правилах предоставления отсрочек (был принят Госдумой в первом чтении в декабре 2009 года, но застрял во втором). Речь идет об увеличении порога инвестиционного налогового кредита для компаний, проводящих техническое перевооружение производства либо инвестирующих в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Сейчас (опять же в теории) максимальный размер кредита равен 30% от стоимости приобретенного оборудования, законопроект увеличивает его до 100%.
Как пояснил вчера Сергей Шаталов, возможное делегирование региональным агентствам права принятия решений о выдаче налоговых кредитов не будет означать выключение ФНС из процесса их администрирования. Роль налоговой службы, по словам господина Шаталова, будет состоять в заключении договоров об инвестиционном налоговом кредите с налогоплательщиками и отслеживании того, насколько аккуратно последние выполняют свои обязательства, так что держать отчет прокредитованному предпринимателю в любом случае придется перед налоговым инспектором.
Вадим ВИСЛОГУЗОВ