Центробанк ждет роста инфляции во втором полугодии. Правда, лишь относительно того же периода прошлого года, когда этот показатель был аномально низким, сообщил в пятницу глава ЦБ Сергей Игнатьев. Ситуация может оказаться хуже, чем заявляется, считают эксперты.
Игнатьев казался встревоженным, но при этом он подтвердил официальный прогноз по инфляции по итогам 2010 года: 6,5—7,5%. В 2009-м было 8,8%, что считалось «аномально низкой» цифрой. Чего же тогда волноваться? Вероятно, Игнатьев просто не стал нагнетать страхи. «Имеет право», — считает экс-министр экономики Евгений Ясин.
— Дефицит бюджета велик, — говорит он, — а возможностей для маневра мало. Рублей на рынке не хватает, попытка удовлетворить спрос на них неизбежно вызовет рост инфляции.
Все это беспокоит и Минфин, и ЦБ тем больше, что стадия выхода из кризиса могла бы дать шанс к снижению инфляции, в чем так нуждается экономика. Но шанс упущен: даже аномально низкие 8,8% — это не результат, полагает экономист. Теперь регулятор думает, как при таких высоких инфляционных показателях все же не оставить предприятия без кредитов, резюмирует Ясин.
В самом деле в пятницу Игнатьев довольно резко отреагировал на предложение снизить ставку рефинансирования в апреле (скоро состоится совет директоров ЦБ, он мог бы принять такое решение).
— Может быть, в этом апреле инфляция будет пониже, чем в апреле прошлого года, но это не значит, что мы автоматически будем снижать процентные ставки, — резко заявил Игнатьев.
Зато куда как определенно Игнатьев заявил, что ЦБ оставляет за собой право в самом конце года поднять ставку, — это будет как раз реакция на инфляционные вызовы. Конечно, такого поворота в ЦБ хотели бы избежать. Рост ставки создаст трудности в получении кредитов промышленниками. Сам же Игнатьев говорил, что для него мерилом выхода из кризиса является восстановление темпов промышленного производства. До этого пока далеко.
Чтобы не впасть в пессимизм, Игнатьев акцентировал внимание на росте объема кредитов, выданных банками за март: 0,6%. За год Игнатьев ждет 15%-го роста, но тут же оговаривается: «Эта цифра (данные за март. — «Известия») мало что показывает. Пока еще мы не знаем, то ли она вверх пойдет, то ли вниз».
Пока ЦБ думает, как помочь банкам давать взаймы. Проблема в том, что банки на этом мало зарабатывают. Доходность можно повысить, если ввести плавающую процентную ставку по кредитам. Но Игнатьев признает, что до окончательного решения еще далеко.
Инфляционные страхи мешают осуществлению другой задумки — пустить рубль в свободное плавание. Игнатьев признал, что это случится — с оговорками — через год-полтора. Можно бы уже сейчас, но к резким колебаниям курса валют субъекты рынка не готовы. ЦБ придумает инструменты их защиты, но, даже отпустив рубль, все равно не откажется от валютных интервенций полностью, резюмировал глава ЦБ.
Евгений АРСЮХИН