Финансовый директор Бинбанка Алексей Китаев о предложении ЦБ раскрывать отчетность непубличных компаний на сайте ФНС.
Во время кризиса для Центрального банка наиболее актуальными были вопросы поддержания стабильности банковской системы и возможность обеспечить доступ к финансированию реального сектора, что подразумевало контроль ликвидности банков и размера процентных ставок. Но сейчас на повестке дня — вопрос качества кредитных портфелей. Есть много разных способов его контроля, и публикация заемщиками отчетности в открытом доступе — один из них. Поэтому неудивительно, что Центральный банк решил увязать начисление резервов по кредитам со степенью открытости компаний-заемщиков.
Принципиально это очень верная инициатива, направленная на повышение прозрачности заемщиков и стимулирование их к этому. Для банков публикация отчетности заемщиков снизит риски кредитования и уменьшит факты мошенничества при предоставлении отчетности. Сейчас банки не знают, насколько достоверную отчетность предоставляет заемщик, а в открытом доступе свою отчетность размещают только публичные компании, — от них этого требует закон. Но и этом случае, как правило, отчетность публикуется только раз в году и с большим опозданием, а банку для мониторинга нужна как минимум ежеквартальная отчетность. При этом нужна она в оперативном режиме, а не через полгода или 9 месяцев. В отношении заемщиков, не являющихся публичными компаниями, вообще нельзя быть уверенными в достоверности отчетности на 100%. Мы не можем сопоставить отчетность, предоставленную заемщиком в налоговую и нам, поскольку даже если контрагент на это согласен, получить в налоговой отчетность заемщика банк сейчас не может.
Введение зависимости резервирования от того, опубликована отчетность на сайте ФНС или нет, будет стимулировать заемщиков показывать лучшие результаты и делать свой бизнес все более и более публичным. При этом регулятор может применять разные экономические меры к банкам, которые кредитуют компании, отказавшиеся публиковать отчетность: это может быть повышение резервов по кредитам заемщика, который не опубликовал отчетность на сайте ФНС, или использовать другой коэффициент риска при включении кредита в расчет нормативов. Банки в ответ на это будут вынуждены поднимать ставки для таких заемщиков, чтобы компенсировать потери от создания резервов. В то же время для заемщиков, которые являются открытыми и опубликуют отчетность, банк будет иметь возможность снизить ставку за счет того что его риски меньше. В итоге заемщикам будет выгодно опубликовать отчетность — в этом случае они смогут взять кредит по более низкой ставке.
Однако вызывает сомнение возможность качественной реализации: ФНС придется оперативно размещать много отчетов. Упростить эту задачу могла бы электронная база данных, в которой бы публиковались отчеты. Анализировать отчетность из такой базы данных проще, чем изучать отсканированные документы. Все равно банкам придется открывать эти отсканированные отчеты, вбивать данные в свои программы. Единая база данных существенно бы упростила задачу и позволила бы быстрее принимать решение о выдаче кредита и реагировать на изменение финансового состояния заемщика.
Алексей КИТАЕВ