Новый глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин и статс-секретарь — замминистра финансов Сергей Шаталов хотели бы поскорее определиться, чьи инновации заслуживают льгот Правительство в ближайшее время должно утвердить основные направления налоговой политики на три года. Главные вопросы, которые нужно будет решить, прежде чем утверждать документ — какой будет ставка страховых взносов и кто должен получить налоговые льготы. На налоговой конференции, которая прошла в рамках Недели российского бизнеса, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), правительство и бизнес попытались дать ответы на эти вопросы.
Начиная свое выступление на конференции, замминистра финансов, статс-секретарь Сергей Шаталов заявил о том, что при той налоговой нагрузке, которую сейчас несет российский бизнес, «жить можно». «По итогам 2009 года, общая налоговая нагрузка на бизнес, составила 30,3% ВВП. При этом 9,1% из этого показателя приходится на ресурсные платежи — то есть налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины, которые платит нефтегазовый сектор. Поэтому фактически, весь остальной бизнес, несет еще меньшую нагрузку», — заявил Сергей Шаталов.
Это заявление стало ответом на приветственную речь главы РСПП Александра Шохина, в которой он еще раз обратил внимание на то, что со следующего года налоговая нагрузка на бизнес возрастет с 26% от фонда зарплаты до 34%.
Сергей Шаталов отметил, что в ближайшее время правительство должно утвердить основные направления налоговой политики на 2010—2012 годы, в которых будет утверждена окончательная ставка страховых взносов. «Мы считаем, что до тех пор пока нет ясности по реформе обязательного медицинского страхования, нет смысла повышать отчисления в одноименный фонд с 3,1% до 5,1%. Сумма немаленькая — 230 млрд рублей. Как ей распорядится фонд — непонятно, а бизнесу она точно не будет лишней. Поэтому мы предлагаем повысить ставку только до 32%», — заявил замминистра финансов.
Пряники для бизнеса
Помимо обсуждения более скромного, чем запланировано, повышения ставки взносов правительство внесет в основные налоговые направления льготы для тех компаний, которые рискуют пострадать от повышения налоговой нагрузки сильнее всего. В основном это касается тех компаний, где главную долю расходов составлять зарплата персонала.
«Мы намерены оставить ставку 14% (действует сейчас — GZT.ru) по страховым взносам для IT — компаний, которые производят программное обеспечение, причем не только на экспорт, но и для российского рынка. Эта же ставка будет действовать для резидентов технико-внедренческих зон, средств массовой информации и для инновационного бизнеса», — заявил Сергей Шаталов.
Помимо льгот, которыми правительство собирается компенсировать возрастающую фискальную нагрузку, в основных направлениях появятся льготы, которые должны будут стимулировать инновации. В частности, это освобождение на три года от налога на имущество энергоэффективного оборудования, применение ускоренной амортизации не только к физическому, но и к морально устаревшему оборудованию.
Налоговую службу не переделают
Одним из участников налоговой конференции РСПП стал новый глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин. Он не стал делать официальных заявлений, ограничившись внимательным слушанием выступавших. Однако, как заявил он после в кулуарах, в ближайшее время, в ФНС не будет резких кадровых изменений. «Не надо воспринимать, все так, что
Еще одна задача — облегчить применение льготы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), согласно которой предприятия могут уменьшать базу на налогу на прибыль на расходы, связанные с НИОКР, с коэффициентом 1,5. До сих пор эта льгота фактически не работала, признали и Сергей Шаталов, и руководитель департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Сергей Беляков.
Льготы без адресатов
Бизнес не возражает против предложений Минфина. Однако у предпринимателей есть к ним претензии. По словам Александра Шохина, в нынешних условиях нельзя повышать фискальную нагрузку на бизнес в принципе. «Не нужно вести разговоры, насколько повышать. Нужно не повышать сейчас нагрузку вообще, по крайней мере, до тех пор, пока экономическая ситуация не вернется к докризисной», — говорит глава РСПП.
С ним соглашается зампредседателя комитета Госдума по бюджету и налогам Андрей Макаров, который назвал попытки переложить ответственность за финансирование социальной сферы на бизнес «порочным кругом, из которого мы уже никогда не выйдем».
Другие вполне объективные претензии — в размытом понятийном аппарате. Например, для того, чтобы предоставить льготу по энергоэффективному оборудованию, нужно знать, что это такое. Но перечня у правительства пока нет, когда он появится — тоже непонятно, поэтому в ближайшее время льгота не заработает.
Для того, чтобы переломить ситуацию, бизнес советует искать другие выходы. Так, Александр Шохин посоветовал прислушаться к предложению председателя комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике, председателя совета директоров «НЛМК» Владимира Лисина, об освобождении от налога на имущество технологического оборудования в целом на период до трех лет.
Туманная ситуация и со льготами инновационным компаниям. Критериев, кого к ним относить, пока не существует, правительство сейчас пытается их определить. «Мы опасаемся, что льгота не заработает», — говорит Александр Шохин.
В Минэкономразвития говорят, что решением этого вопроса может стать создание экспертных советов, которые смогут оценивать степень инновационности компаний для того, чтобы они могли претендовать на льготы.
«Невозможно оценить инновационную компанию, то есть компанию, которая не имеет аналогов или производит что-то, что не имеет аналогов, только в количественных показателях. В применении качественных показателей есть субъективизм, и
Ксения БАТАНОВА