Банк «Российский кредит» раскрыл подробную структуру своего владения, указав все двадцать две компании, которые входят в эту сложную цепь. Конечным собственником банка, как и считали ранее, является известный предприниматель Бидзина (Борис) Иванишвили. В самом банке столь разветвленную структуру владения связывают с его историческим прошлым и обещают в ближайшей перспективе оптимизировать структуру акционерного капитала.
Вчера на сайте ЦБ была опубликована детальная структура собственности «Российского кредита», из которой видно, что почти 100% акций банка принадлежат известному предпринимателю Бидзине Иванишвили. Отметим, что в 2005 году, по неофициальным данным СМИ,
Структура собственности, которую раскрыл банк, достаточно сложна. Фактически
«Столь разветвленная структура банка исторически сложилась много лет назад, — пояснили РБК daily в банке «Российский кредит». — В связи с согласованием группы в ЦБ и консолидацией акций банка он и его акционеры до завершения всех мероприятий не стали менять свою структуру». При этом в банке отметили, что вопрос оптимизации всех бизнес-процессов и повышения прозрачности актуален, «поэтому в самое ближайшее время мы примем решение об оптимизации своей корпоративной структуры».
«Это классическая структура для предприятий, которые создавались в 90-е годы, когда одна офшорная фирма владеет другой и так далее, — отмечает руководитель проектов финансовых расследований компании «ФБК-Право» Александр Сотов. — Тогда так проще было репатриировать прибыль. Цепь подобных мелких организаций нужна была, чтобы можно было проводить финансовые потоки не одной крупной суммой, а несколькими небольшими». Иногда подобные схемы владения создавались для защиты от рейдерских захватов, а иногда и для сокрытия конечного бенефициара, добавляет исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов.
«Мы скептически относимся к подобного рода структурам-пирамидам, — говорит аналитик агентства Moodys Елена Редько. — Чем более непрозрачна структура собственности у банка, тем более трудно его менеджменту понять, насколько та или иная операция, например кредитования, происходит со связанными сторонами».
Наталья СТАРОСТИНА