15 апреля в Нижний Новгород прибывает агитационный железнодорожный состав — «Поезд финансовой грамотности». Его пассажиры — руководители Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и инвестиционных компаний — собираются на бесплатных лекциях и встречах рассказать народу и коллегам об основах инвестирования. А уже вечером поезд снова тронется в путь — за следующие 10 дней ему еще предстоит побывать в Казани, Самаре, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Воронеже.
Идея возродить уже основательно подзабытый способ ликбеза (именно так в 1920-е годы называлась программа ликвидации безграмотности) родилась в недрах ФСФР.
— Ведомство в рамках своих полномочий ведет работу по повышению финансовой грамотности населения — как студентов и школьников, так и частных инвесторов, — объяснил «Известиям» глава ФСФР Владимир Миловидов. — Такая акция — это первый опыт.
Мероприятия агитпоездки разбиты на две группы. Первая — образовательная. Доносить свет знания до молодых умов будут 15 профессиональных лекторов. Вторая — рекламная: представители инвесткомпаний будут встречаться с товарищами из регионов, чтобы обсудить с ними новации законодательства.
График поездки выглядит напряженным. На лекции и встречи в каждом городе отводится время с 9 до 22 часов. Потом снова переезд и отдых под стук колес — в комфортабельном пассажирском составе. Вагончики-то — сплошь СВ, еще ресторан и вагон-купе для лекторов. Правда, оплачена эта роскошь не из бюджета. Необходимые для аренды состава 400 тысяч рублей «в складчину» внесли инвесткомпании.
Проект вышел наполовину смешным, наполовину бесполезным, считает генеральный директор консалтинговой компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.
— Как раз скромное участие населения в операциях на фондовом рынке и обеспечило хорошую защиту народных накоплений во время кризиса. Поэтому надо бы сначала задуматься, чем плох сам финансовый рынок. Который оторвался от реальной экономики и живет своей собственной спекулятивной жизнью. Так что еще вопрос, стоит ли агитировать граждан вкладывать деньги в заведомо рискованные инструменты, — рассуждает эксперт.
Павел АРАБОВ