Настроения потребителей пока остаются крайне пессимистичными в Европе и в России. Подавляющее большинство уверено, что докризисная модель «ненасытного» потребления не вернется. Такие выводы о настроениях покупателей в 12 европейских странах опубликовало вчера подразделение французского банка BNP Paribas. Опрошенные жители России и Евросоюза намерены больше копить и меньше тратить, предпочитая более дешевые товары, скидки, покупки через Интернет и даже секонд-хенд. Эти изменения являются долгосрочными, и они повлияют на сферу торговли и, возможно, экономику в целом.
Вчера экономисты подразделения банка BNP Paribas представили результаты «Исследования Observatoire Cetelem 2010» о влиянии кризиса на поведение потребителя в 12 европейских странах, включая Германию, Францию, Италию, Великобританию и Россию. Опрос более 8 тыс. респондентов проводился в декабре 2009 года.
«Ожидаемые всеми подъем и восстановление придут совсем нескоро. Если в 2009 году намерения делать покупки были относительно стабильны, то в 2010-м они будут снижаться. Неуверенность — ключевое слово 2010 года: неуверенность в работе, неопределенность в отношении налогов. Пришло время рационализации мира потребления» — таков один из основных выводов, к которому пришли аналитики Cetelem. Настроения домохозяйств относительно текущего года остаются пессимистичными практически во всех исследуемых странах. Так, оценка всеми европейцами общей — в том числе и экономической — ситуации в их странах в настоящее время и на ближайшее будущее остается крайне низкой: примерно 4 балла из 10 возможных.
И лишь Россия, отмечают исследователи, уже третий год подряд остается на первом месте по оптимистическим настроениям: 2008 и 2009 годы россияне оценили в 5 баллов из 10, ожидания же на 2010 год составили 5,6 балла. Как поясняет управляющий директор российского подразделения Cetelem Филипп Безье, оптимизм россиян объясняется политической стабильностью в стране и тем, что в России, несмотря на кризис, правительство не было вынуждено идти на непопулярные меры, как это было в ряде других стран. Например, говорит Безье, «в Венгрии, где настроения находятся на самом низком уровне, для покрытия дефицита бюджета правительство планирует замораживать пенсии, ликвидировать многие социальные выплаты».
И в Европе в целом, и в России в частности среди потребителей пока преобладает устойчивое намерение увеличивать свои накопления. «Это особенно несвойственно для России, где нестабильность цен на энергоносители наряду с объявлением приватизации, призванной остановить рост дефицита, никак не успокаивает население, — полагают исследователи. — Согласно Росстату, расходы россиян в 2008 году впервые превысили их доходы, заставив людей черпать средства из своих накоплений. Теперь пришло время пополнить свои финансовые запасы». В итоге, несмотря на оптимистичные на фоне общеевропейских настроения, именно в России намерения потребителей копить выросли особенно резко. Так, о том, что в 2010 году они будут сберегать, сообщили 63% опрошенных россиян против 22% в прошлом году. «Однако одновременно россияне продолжают оставаться и активными потребителями. Сочетание этих двух факторов привело к тому, что намерения копить и тратить в России оказались на одном уровне: 63%. Никакого противоречия здесь нет. Скорее мы можем говорить о большей сбалансированности расходов и накоплений», — добавляет Безье.
Российские социологи в целом подтверждают такие тенденции. Так, директор по исследованиям Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Диляра Ибрагимова отмечает, что на потребительские ожидания влияют три фактора — занятость, доходы и цены. С одной стороны, в России не было масштабного роста явной безработицы (она ушла в скрытые формы), с другой стороны, как показала статистика, обвального сокращения доходов, несмотря на кризис, тоже не произошло. Но, говорит Ибрагимова, до сих пор среди россиян высоки инфляционные ожидания. И, возможно, именно это и подталкивает их сегодня к намерению сберегать, а не тратить.
«Россия — страна, где нужно быть готовым к худшему. Чтобы этот «врожденный пессимизм» нейтрализовать, нужен устойчивый рост, нужно показать людям реальные основания для оптимизма, — говорит аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. — Другой вопрос, что за последний год население уже прореагировало на кризис, уже приняло какие-то меры по сокращению расходов, и, может быть, эта тенденция дальше развиваться не будет. Конечно, если не возникнет новых факторов, которые спровоцируют новый виток затягивания поясов». Как замечает Ибрагимова, оценки россиянами своего материального положения все-таки начинают медленно повышаться. Поэтому если не случится сильных внешних шоков и экономическая ситуация останется стабильной, вполне возможно, что в скором времени потребительский спрос оживится и россияне начнут больше тратить, чем сберегать.
Исследование также показало: около 64% респондентов в среднем по 12 странам заявили, что текущий кризис существенно изменит в ближайшее время и надолго их манеру потребления. В России такой ответ дали около 72% респондентов. К таким изменениям относятся, в частности, предпочтения скидок, покупок через Интернет и даже в секонд-хендах более дешевых товаров (книг, одежды, автомобилей и т. п.), бывших в употреблении. Так, согласно исследованию, в Европе отмечается активизация покупок и продаж поддержанных товаров — около 40% европейцев покупали и сами продавали б/у продукцию. Россия же пока не так активна в данном типе продаж и покупок — пока лишь 20% респондентов проявили интерес к такому типу покупок и имеют уже соответствующий опыт. «Эра ненасытного, одноразового потребления, похоже, подошла к концу», — резюмируют исследователи. В итоге они полагают, что «крупные торговые сети — модель, которая должна быть пересмотрена», что новый тип потребителя требует новый тип дистрибьюторов, например. Этот процесс предполагает очищение магазинов от всего лишнего, от всего увеличивающего цену продукции.
Вполне возможно также, что не останется в стороне от таких изменений и экономика в целом. Ведь крен потребительских предпочтений в сторону товаров б/у ставит под вопрос дальнейшие перспективы реального сектора экономики.
Анастасия БАШКАТОВА