Снижение объемов выдачи автокредитов в 2009 году, приведшее к уменьшению числа покупок новых автомобилей, сократило спрос на полисы каско. Участники петербургского страхового рынка оценивают падение примерно на треть. При этом в основном снижение спроса сказалось на небольших компаниях, лидеры рынка свои позиции сохранили. Еще одной тенденцией кризисного автострахового рынка стал 30-процентный рост числа судебных споров между страховщиками и их клиентами.
По итогам прошлого года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России снизились на 49%. Примерно таким же было снижение продаж в Петербурге.
В компании «Аларм-Моторс» приводят такие данные: в августе 2008 года 68% автомобилей приобретались в кредит. В январе 2009 года снижение этого показателя составило 30%. В четвертом квартале 2009 года продажи авто в кредит вернулись на докризисный уровень — 70%.
«Итоги 2009 года наглядно показали, что люди сменили дешевизну тарифов и рекламные приманки небольших компаний на надежность лидеров, которые зафиксировали в прошлом году возросший поток клиентов из неблагополучных и даже просто мелких организаций», — говорит директор филиала «Росгосстраха» в Санкт-Петербурге и Ленобласти Георгий Папаскири. Крупные компании смогли сделать привлекательные предложения для клиентов, в том числе предоставляя дополнительный сервис. Как правило, в список допуслуг входит выплата возмещения без справок в пределах 3—5% стоимости автомобиля, выезд аварийного комиссара на ДТП, сбор документов в ГИБДД, обращение без справок по повреждениям стеклянных элементов. «В Петербурге ситуация с дополнительным сервисом более радужная, чем в среднем по стране», — добавляет Денис Чигарев.
Между тем в 2009 году некоторые страховые компании снизили стоимость базового полиса каско. В отдельных случаях его стоимость уменьшилась на 6—8% в зависимости от модели. «Тариф полиса каско зависит от многих причин. В числе которых и «угоняемость» автомашины конкретной марки, и текущие цены на ее ремонт в автосервисе», — пояснил Георгий Папаскири.
Ближе к дилеру
Как правило, клиенты предпочитают страховать автомобили в тех компаниях, которые являются официальными партнерами дилера. «Критериев выбора компании-партнера достаточно много: надежность, тарифы, удобство общения клиента со страховой компанией, обязательство страховой компании направлять аварийные автомобили к официальному дилеру для сохранения гарантийных обязательств», — перечисляет директор по продажам «Аларм-МоторсФорд» Михаил Шевельков. По его словам, страховщики идут на заключение соглашений с дилерами, руководствуясь стратегией собственного развития. «Есть этапы, на которых им интересен рынок каско, затем наступает период, когда их автомобильный портфель полон, и они переключаются на другие виды страхования», — поясняет
В отличие от дилеров автомобилистам не всегда удается избежать споров со страховщиками. И все чаще эти споры доходят до суда. Андрей Галкин, главный юрист компании «Драйв Консалтинг», рассказал, что за 2009 год количество судебных претензий
Всего, по данным Федеральной службы страхового надзора, в 2009 году страховые компании, работающие в Петербурге, по договорам страхования средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) привлекли 16,9 млрд руб.
Владимир ЗЫРЯНОВ