Ассоциация российских банков (АРБ) направила Центробанку письмо, в котором привела вопиющий пример: в средний региональный банк за год поступило около 50 тыс. решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков и еще 36 тыс. решений об отмене предыдущий решений. Банкиры недовольны, что
Больше всего писем пишет налоговая
Средний региональный банк, который привела в пример АРБ, получил за год 100 тыс. документов от различных госорганов: судебных приставов, таможенной службы и других. Но абсолютным рекордсменом является Федеральная налоговая служба (ФНС) ― от нее в банки приходит почти половина всех запросов. К примеру, из 47 тыс. запросов, полученных отделениями Промсвязьбанка только по Москве и области, 22,5 тыс. пришло из ФНС, сообщили «Маркеру» в банке.
Банки неохотно говорят о потоке запросов по разным причинам. Никому не хочется, чтобы сложилось впечатление, будто ФНС особо интересуется именно этим банком, да и ябедничать на налоговую ― себе дороже. Поэтому большинство страдает молча, пытаясь
Налоговая считает, что так надо
Сами налоговики объясняют большое количество запросов производственной необходимостью. Запрос в банки ― часто единственный способ отследить движение средств по сделке с привлечением фирм-однодневок, рассказал «Маркеру» сотрудник ФНС. Это стало особенно актуальным с 2007 г., когда налоговую несколько ограничили в том, какие документы она может запрашивать в самой проверяемой фирме.
Выявив однодневку в сделке, ФНС запрашивает выписку со счета. Получив ее, видит, что с этого счета деньги ушли еще, скажем, десяти компаниям, и сразу же требует выписку с их счетов. И так далее, пока не будет видно, где реально осели деньги. Все это сопровождается решениями о приостановке операций по счетам ― так документооборот нарастает подобно снежному кому. И вряд ли письма в Центробанк помогут облегчить участь банков, пока не сократится число схем, связанных с уклонением от налогов.
Ольга МАРКОВА, Александра БАЯЗИТОВА