Завтра в Вашингтоне пройдет очередное совещание министров финансов стран «большой двадцатки». На нем они рассмотрят предложения Международного валютного фонда (МВФ), суть которых — придать большую устойчивость мировой финансовой системе. Речь идет, в частности, о том, чтобы ввести дополнительные налоги для крупнейших банков. Отечественные эксперты полагают, что финансисты вряд ли на это согласятся, особенно российские.
К мысли о том, что не дело налогоплательщиков — спасать банки своими деньгами в случае второй волны кризиса, главы минфинов «большой двадцатки» пришли сами год назад на встрече в Лондоне. Тогда они и поручили аналитикам из МВФ разработать некие общие для всех меры, которые могли бы «подстелить соломки» под мировые финансы на случай новых потрясений. Проект таких мер уже готов, и, хотя подробности его не известны, суть уже ясна.
Прежде всего, банки и другие финансовые институты предлагается обложить фиксированным налогом. Скорее всего, он будет распространяться на все долговые обязательства банков за исключением депозитов. Он пойдет в фонд взаимопомощи, из которого должны будут покрываться убытки банков в случае мирового финансового кризиса. Размер этого фонда составит от 2 до 4% от ВВП того или иного государства, которое будет участвовать в общей схеме. Плюс к этому есть идея ввести налог на сверхприбыль банков, а также зарплаты и бонусные выплаты их сотрудникам. Подобными сборами предлагается обложить также страховые компании, хеджевые фонды и прочие финансовые институты.
«Подушка безопасности» банкирам действительно нужна. По последним подсчетам МВФ, убытки банковско-финансового сектора по «плохим» долгам и «токсичным» активам за период кризиса составят 2,28 трлн. долларов.
Наши эксперты склонны оценивать перспективу общего фонда как судьбу поклажи, которую взялись везти Лебедь, Рак и Щука в известной басне. И не только
«Я думаю, что ни о чем подобном они не договорятся, — соглашается эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. — Налоги — это один из немногих инструментов суверенитета каждой из экономик — участниц «двадцатки», поэтому у глобального фонда перспективы не высокие. К тому же есть другие схемы организации финансовой безопасности без участия государства, которые до сих пор обсуждаются. К примеру, в США давно дискутируется идея ввода конвертируемых облигаций, которые в случае ухудшения показателей банка трансформируются в его акции. Другая схема апробирована в Испании — создание банками индивидуальных резервов на потери по ссудам сообразно темпам их роста. На стадии разогрева рынка отчисления будут большими, зато на спаде они обернутся помощью».
По словам
Анжела ДРУЖИНИНА