Предложение расплатиться за услугу или товар, забросив деньги на мобильный, теперь стало вполне легальным. Компании «Вымпелком» и «МТС» практически одновременно объявили об услуге, которая позволяет использовать платежную инфраструктуру оператора для перевода денег другому абоненту. Скорее всего, в ближайшем будущем к ним добавится и третий оператор — «Мегафон».
Надо сразу отметить, что компании не стали изобретать собственные велосипеды. «Вымпелком» стал партнером системы «Моби.Деньги». Ввести деньги в систему можно привычным для абонента способом — через платежный терминал, банк, интернет-банкинг, списать с пластиковой карты, через кассу и т. п. Дальше в дело вступает мобильный телефон, посредством которого приходит извещение о переводе. Получив SMS с извещением, получатель перевода должен выполнить нехитрую комбинацию по получению контрольного кода и, сообщив его в отделении системы платежей «Юнистрим», получить наличные.
Естественно, еще понадобится паспорт. Средства можно также перевести на свой счет или банковскую карту. Размер перевода ограничен по нижнему пределу 300 руб., а по верхнему — 15 тыс. руб., комиссия составит 2,95%. Правда, надо помнить, что при взносе денег через платежный терминал также придется заплатить комиссию.
Аналогичную услугу своим абонентам предложила и компания МТС — при участии платежной системы «Рапида». Для того чтобы перевести деньги, необходимо зайти в ближайший собственный салон МТС, внести в кассу необходимую сумму перевода в рублях и указать страну и город проживания получателя. Через несколько минут после проведения платежа получатель сможет получить денежные средства в ближайшем пункте выдачи перевода. Однако это в некотором роде является большим минусом, поскольку до фирменного салона МТС, как правило, дальше, чем до ближайшего пункта приема мобильных платежей.
Как внесение, так и получение средств, происходит по документу, удостоверяющему личность. Стоит отметить, что для того, чтобы зайти в салон МТС, не обязательно быть его абонентом. Но есть и свои плюсы: комиссия на перевод несколько ниже — 1,6% по России и 2% за рубеж, а максимальная сумма значительно выше — 150 тыс. руб. Еще одно преимущество — география переводов. «Благодаря широкой географии присутствия нашей розничной сети жители практически всех регионов России смогут воспользоваться преимуществами удобной, быстрой и надежной передачи денежных средств», — отметил генеральный директор розничной сети МТС Сергей Румянцев.
Третий оператор «большой тройки» — «МегаФон» пока находится в подготовительной фазе. «Тема переводов денежных средств с помощью мобильного телефона — интересная и перспективная и, конечно, в будущем даст абонентам дополнительные преимущества. В наших планах есть развитие этого направления, компания «МегаФон» рассматривает предложения различных игроков рынка мобильных платежей», — говорит руководитель департамента бизнес-коммуникаций ОАО «МегаФон» Роман Проклов. Он напоминает, что год назад, в апреле 2009 года, «МегаФон» начал предоставлять абонентам услугу «Мобильные платежи». Она позволяет переводить деньги с лицевого счета абонента в счет оплаты товаров и услуг (интернет, коммунальные услуги, ТВ, услуги связи и многое другое). В настоящее время доступна только WAP-версия этой услуги, которая оказывается совместно с ООО «Мобильный кошелек» (бренд «КИВИ»). В настоящее время тестируется SMS-версия этой услуги (путем отправки SMS в заданном формате абоненты смогут оплачивать товары и услуги), и этот сервис будет представлен абонентам в ближайшее время. Кроме того, с 2009 года абонентам «МегаФона» доступна услуга «Мобильный перевод», которая позволяет переводить деньги со своего счета на счета других абонентов, а уже те могут заплатить за товары и услуги.
По мнению директора по продукту TELE2 Россия Романа Володина, для успешного развития подобного сервиса важны несколько факторов: хорошая сеть дистрибуции, доверие к бренду, адекватная стоимость и качество услуги. Если компания может предоставить все это потребителю, то направление получит позитивное развитие.
«Кроме того, дополнительный сервис позволяет привлекать дополнительных клиентов в точки продаж оператора, в том числе абонентов других сотовых сетей, которые ранее, возможно, не посещали эти салоны. Все это в конечном итоге ведет к увеличению прибыли», — отмечает Роман Володин.
На необходимость поиска сотовыми операторами новых источников доходов указывает аналитик ИК «Финам» Эльдар Вагабов: «В данной связи мобильные операторы пытаются изыскать любую возможность дополнительного заработка. Именно с этим мы связываем запуск рядом сотовых операторов услуг по переводу денег. Не стоит, однако, ожидать кардинального роста их выручки от этих услуг. По нашим подсчетам, она вряд ли превысит 3% от текущей выручки».
Появление таких систем однозначно будет способствовать росту рынка электронных переводов и отчасти вступит в конкуренцию с электронными кошельками Webmoney и «Яндекс.Деньги». Нельзя не отметить растущей популярности электронной торговли, при этом товары покупаются не только в зарубежных интернет-магазинах или аукционах, но и внутри России, и средство простого и быстрого платежа будет востребовано как продавцами, так и покупателями, которые уже используют платежи на мобильные телефоны как эрзац-платежную систему. Впрочем, Эльдар Вагабов считает, что сегменты электронных кошельков и мобильных переводов не пересекаются. «Даже при самом оптимистичном развитии ситуации МТС и «Вымпелком» смогут претендовать не более чем на 8% от объема рынка», — рассуждает он.
В «Яндекс.Деньги» также не видят угроз своему бизнесу, как отмечает директор компании Евгения Завалишина, «Яндекс.Деньги» в первую очередь предназначены для оплаты товаров и услуг через интернет. Так что в этом смысле, действительно, МТС и «Билайн» предлагают услугу в несколько другом сегменте. «Платежное поведение людей меняется очень небыстро, так что если мы и заметим эффект от этого нововведения, то в любом случае не на следующий день после запуска и даже не через месяц», — рассуждает Евгения Завалишина.
Анатолий ВОРОНИН