Россия впервые с 1998 года начала занимать деньги за рубежом. Правительство предложило западным инвесторам гособлигации на сумму $5,5 млрд, которые те покупали нарасхват. Эксперты опасаются, что теперь российские чиновники начнут требовать увеличения расходов из бюджета на разные бессмысленные проекты.
В четверг 22 апреля Россия выпустила два разных типа облигаций. Суверенные евробонды сроком на 5 лет на сумму $2 млрд под 3,741% годовых и 10-летние облигации на сумму $3,5 млрд под 5,082%, сообщает Bloomberg.
Никто не мог предположить
Ставка по российским обязательствам определялась на основе доходности казначейских обязательств США (US Treasuries), наиболее популярных среди инвесторов всего мира. Превышение (так называемый спред) к доходности 5-летних US Treasuries составило 1,25 процентных пункта, по десятилетним — 1,35 процентных пункта.
Столь низкая по российским меркам ставка в глазах западных инвесторов выглядела наоборот весьма привлекательно — ведь в США и Европе ставки сейчас на минимальных уровях, а всем хочется заработать побольше. На вечер среды спрос со стороны инвесторов на суверенные евробонды России превысил $25 млрд. Организаторами размещения выступили «ВТБ Капитал», банки Barclays, Citi и Credit Suisse.
«Никто не мог предположить, что Россия сможет продать долги на таких низких уровнях ставки», — цитирует агентство Bloomberg Владимира Герсамия из Fortis Investments. По его словам, полтора года назад все аналитики считали, что облигации развивающихся стран «как класс активов мертвы».
Нефть и Греция нам помогли
«Россия размещает евробонды в довольно удачный период: цены на сырье высокие, а ставки в развитых странах низкие», — сказал GZT.RU начальник отдела портфельных инвестиций инвесткомпании «Грандис Капитал» Дмитрий Иванов. По его мнению, долговые проблемы европейских стран, например, Греции, подталкивают многих инвесторов пересмотреть свое отношение к оценке страновых рисков, ориентируясь не только на пресловутые рейтинги. «В такой ситуации Россия, безусловно, является хорошей альтернативой», — полагает эксперт.
По словам главы Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксении Юдаевой, сейчас в мире довольно много ликвидности и большой спрос на квази-безрисковые активы. «Российские облигации при нашем низком уровне долга выглядят очень хорошим, в этом смысле, инструментом», — полагает экономист.
Кроме того, дополнительным «бонусом» стала текущая ситуация в российской экономике. «Россия сейчас себя показывает достаточно неплохо с экономической точки зрения. По формальным признакам страна растет, долг по отношению к ВВП не значимый, поэтому спреды низкие. Следствием этого и стал большой спрос на российские бумаги», — комментирует главный экономист «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.
Совсем другая страна
В презентации, которая была представлена инвесторам в ходе роуд-шоу, указывается, что что за прошедшие десять лет основные показатели России существенно улучшились. Существенно повысились все суверенные рейтинги страны до инвестиционного уровня. ВВП России, начиная с 1999 года, увеличился в 6,5 раз с $196 млрд до $1290 млрд в 2009 году. Инфляция упала с 36,5% до 8,8%. Международные резервы увеличились в 35 раз — с $12,5 млрд до $439 млрд. Государственный внешний долг сократился с 89,2% к ВВП до 2,9%.
Goldman Sachs не помешал
Ажиотаж вокруг российских бондов позволил разметить бумаги под небольшой процент, хотя эксперты опасались, что скандал с банком Goldman Sachs приведет к необходимости платить дополнительную «риск премию». В минувшую пятницу американская Комиссия по ценным бумагам (SEC) подала иск в суд южного округа Нью-Йорка к Goldman Sachs, обвинив его в мошенничестве. Это привело к небольшой панике на всех мировых рынках, в том числе к повышению ставок по российским долгам, которые, как раз в пятницу, находились на историческом минимуме — 4,77%.
«Безусловно, история с Goldman Sachs
Вернуть долю
По данным фонда EPFR Global, опубликованным 12 апреля, доля российских долговых обязательств в портфелях фондов облигаций развивающихся рынков сократилась по сравнению с прошлым годом более чем вдвое до 8,82%, что является минимумом с начала отслеживания этих данных в 2002 году.
Не только для бюджета
Иван Иванченко из «ВТБ Капитал» считает, что правительство, занимая за границей, решает не сиюминутные проблемы с бюджетом, а стратегические. «Размещение было необходимо, чтобы показать всему миру, на какому уровне находятся ставки по российским долгам», — говорит эксперт. Это поможет определять ставки по зарубежным заимствованиям для всех остальных российских компаний. Если Россия может занимать так не дорого, то и ее компании смогут занимать дешевле, чем сейчас.
«Если бы мне
В нынешнем прогнозе дефицита бюджета (6,8% в 2010 года) была заложена цена на нефть на уровне $58 за баррель. Исходя из этой цифр, Минфин подсчитал размер доходов и пришел к выводу, что дефицит бюджета составит 2,9 трлн рублей. Однако с учетом текущих цен на нефть на уровне $80—85 за баррель дефицит бюджета может быть гораздо ниже. Гавиленков не исключает, что дефицит не превысит триллиона рублей, а эта сумма полностью покрывается средствами Резервного фонда.
Согласно закону о бюджете на 2010 год, объем заимствований России на внешнем рынке запланирован в размере $17,8 млрд. Однако Минфине недавно заявил, что весь этот объем вряд ли понадобится.
Спасти «нефтяную кубышку»
Тем не менее, Ксения Юдаева из Сбербанка полагает, что в текущей экономической ситуации России нужны дополнительные средства для финансирования дефицита бюджета. «Удастся сэкономить деньги из Резервного фонда, что, на мой взгляд очень правильно», — подчеркнула экономист. По ее мнение, сохранение денег в Резервном фонде будет во многом зависеть от того, насколько успешно Россия разместится, и какие еще долги будет выпускать.
Евгений Гавриленков из «Тройки Диалог» интерес к долгам России объясняет на примере вполне жизненной ситуации. «Взять любой банк: он будет навязывать вам кредит, если у вас есть деньги. То же самое происходит и на макроэкономическом уровне: когда у страны нет денег, то и кредитовать желающих найдется немного», — говорит экономист.
«Если копилка опустеет, то России придется занимать дороже, но для этого должна кардинально ухудшиться конъюнктура на сырьевых рынках», — согласен с Юдаевой Дмитрий Иванов из «Грандис Капитал».
По мнению Ивана Иванченко из «ВТБ Капитал», экономика России остается «деривативом (то есть производным инструментом) на нефть». «Если нефть будет дорогая, нам будет хорошо, если дешевая — плохо. И отсюда создание всех этих гигантских резервов», — поясняет эксперт.
Госкорпорации уже облизываются
Евгений Гавриленков уверен, что рост внешних долгов при пустеющей копилке может обернуться для России новыми проблемами. «Как только все поймут, что Россия уже не сможет сбалансировать бюджет при $100—120 за баррель, это вызовет очередные девальвационные ожидания, нам придется корректировать валютный курс, что отразится на стоимости новых заимствований», — пояснил экономист.
Он опасается, что удачное размещение вызовет у чиновников желание расходовать больше. По словам Гавриленкова, как только появится больше денег, сразу начнут раздаваться голоса из разных министерств и госкорпораций о том, что надо строить нано-города, диверсифицировать экономику, и так далее. «А получится тоже самое, что и с беспилотными летательными аппаратами, в строительство которых инвестировали 5 млрд рублей, а в итоге 15 штук закупаем у Израиля», — напомнил экономист.
Наталья ГОВОРОВА