Банки досрочно начали выполнять требования ЦБ по ликвидации уличных обменников. Несмотря на то что официальное указание на этот счет вступит в силу лишь с 10 мая, а полностью избавиться от уличных обменников нужно к 1 октября, на месте многих пунктов обмена валюты уже обнаруживаются другие структурные подразделения банков, готовящиеся оказывать более широкий спектр услуг. За первые два месяца текущего года банки сократили валютообменные сети в масштабе, сопоставимом с результатами всего второго полугодия прошлого года, свидетельствует статистика ЦБ.
Как сообщил «Ъ» директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов, вчера Минюст зарегистрировал указание ЦБ, обязывающее банки к 1 октября преобразовать пункты обмена валют в иные структурные подразделения, оказывающие населению более широкий набор услуг, нежели просто обмен валют, либо закрыть их. По словам господина Сухова, 30 апреля указание будет опубликовано в «Вестнике Банка России». Это означает, что с 10 мая, когда документ вступит в силу, банки не смогут открывать новые пункты обмена валют.
Впрочем, запрет на открытие новых обменных пунктов для банков, похоже, уже не актуален. Последняя статистика ЦБ свидетельствует, что они начали сворачивать сети валютообменных пунктов задолго до вступления в силу официального документа, регламентирующего этот вопрос. «С 1 января по 1 марта 2010 года число обменных пунктов, принадлежащих банкам, в целом по России сократилось на 171 пункт, причем основную часть этого сокращения обеспечили обменники, расположенные в Москве и Подмосковье»,— сообщил Михаил Сухов. Масштабы сокращения числа валютообменных пунктов в первые два месяца текущего года сопоставимы с итогами всего второго полугодия прошлого года: за тот период число обменников уменьшилось на 189 пунктов. Таким образом, многие банки предпочли заранее, не дожидаясь официальных указаний, отреагировать даже не на решение, а на намерение ЦБ избавить рынок от так называемых уличных обменников.
Впервые намерение Банка России закрыть уличные обменники было в довольно туманных формулировках изложено осенью прошлого года. А в начале февраля на ежегодной встрече с банкирами в подмосковном пансионате «Бор» его конкретизировал Михаил Сухов. Проект соответствующего указания ЦБ появился на официальном сайте регулятора 17 марта. Основная причина, по которой ЦБ начал борьбу с уличными обменниками,— непрозрачность этого бизнеса. Главная претензия регулятора — многочисленные нарушения и мошенничество, от введения в заблуждение клиентов относительно расценок и курсов обмена до незаконного обналичивания средств. Основными аргументами противников закрытия уличных обменников был риск снижения доступности валютообменных услуг и их удорожание. Впрочем, по данным ЦБ, общее количество внутренних структурных подразделений банков всех видов, в которых проводятся валютообменные операции, за два месяца текущего года увеличилось на 230 подразделений.
Тенденцию к досрочному избавлению банков от уличных обменных пунктов, прослеживающуюся в статистике ЦБ, подтвердил и опрос участников рынка. Например, в обменном пункте Объединенного банка развития, находящемся в ТЦ «Атриум» недалеко от станции метро «Курская», сообщили, что недавно он сменил статус обменника на оперкассу вне кассового узла, но пока по-прежнему оказывает только услуги по обмену валюты. В обменном пункте КБ «Совинком», расположенном в ТЦ «Электромаркет» недалеко от станции метро «Петровско-Разумовская», также сообщили, что с недавних пор стали оперкассой. Впрочем, как и бывший обменник в «Атриуме», другие услуги, кроме обмена валют, эта оперкасса собирается оказывать населению лишь в будущем.
Интересно, что обменники, расположенные вне торговых центров (например, в жилых домах, у станций метро и т. п.), продолжают работать в прежнем режиме. Такую информацию сообщили в обменном пункте Рострабанка недалеко от станции метро «Октябрьское поле», обменнике АКБ «Басманный» на улице Краснопрудная, в обменнике КБ «Совинком» в Новых Черемушках. «Такой подход понятен,— говорит и. о. предправления Витас банка Сергей Сергеев.— Преобразовывать в оперофисы имеет смысл только те обменники, которые смогут с выгодой для банка оказывать населению и другие услуги. В этом смысле обменники, расположенные в торговых центрах, на пересечении клиентских потоков, имеют соответствующий потенциал». Действительно, опыт показал, что объем операций в банкоматах, расположенных в торговых сетях, примерно в два раза выше, чем на улице, добавляет руководитель отдела розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин. Затраты на преобразование в иные структурные подразделения обменников в подъездах или у метро вряд ли окупятся, продолжает господин Сергеев: «Их проще закрыть, но не сейчас, когда они все еще приносят прибыль, а к 1 октября».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА